В обзоре содержатся сведения об изменениях, внесенных в Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02) и форму декларации по налогу на прибыль организаций. Кроме того, рассмотрены законопроекты:
Приказ Минфина России от 20 августа 2026 г. № 121н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. № 114н»
Изменения в ПБУ 18/02 касаются:
Документ вступил в силу 29 сентября 2026 г. Его необходимо применять при составлении годовой бухгалтерской отчетности за 2026 год.
Приказ ФНС России от 27 августа 2026 г. № ЕД-1-3/628@ «О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 02.10.2024 № ЕД-7-3/830@»
Корректировки разработаны в связи с необходимостью реализации положений Федерального закона от 28 ноября 2025 г. № 425-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации».
Вводится возможность обособленного отражения налоговой базы и сумм налога для участников международных групп компаний в рамках реализации положений статьи 288.5 Налогового кодекса РФ («Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций налогоплательщиками, являющимися участниками международных групп компаний»).
Скорректированы правила заполнения декларации, включая отказ от обязанности представлять отчетность по месту нахождения каждого обособленного подразделения организации.
Порядок заполнения предусматривает новые коды видов доходов и расходов, а также обновленную структуру электронного формата представления документа до версии 5.14.
Документ вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования, но не ранее 01 января 2027 года, а применяется, начиная с отчетности за первый период 2027 года.
Проект Федерального закона № 617-9 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был внесен в Государственную Думу Правительством РФ 30 сентября 2026 г. Сроки его рассмотрения и принятия пока неизвестны.
Внесенные поправки направлены на увеличение доходов бюджета (за счет НДС на электронную торговлю, индексации акцизов, госпошлин, изменений по НДФЛ и налогу на прибыль), а также на совершенствование налогового администрирования и поддержку отдельных отраслей. Ранее информация об этом законопроекте была размещена на сайте Минфина России.
Среди изменений:
Прогрессивная шкала. Большинство доходов физических лиц объединяются в единую совокупность налоговых баз со ставками от 13% до 22%. Дивиденды переходят на пятиступенчатую шкалу налогообложения в диапазоне от 13% до 22%:
Вклады. Проценты по вкладам, открытым доверительным управляющим, облагаются в общем порядке. Налоговые агенты (банки) обязаны исчислять и удерживать налог в течение года.
Вычеты. Расширяется социальный вычет на медицинские изделия, приобретаемые для операций. Для семей с детьми льгота при продаже жилья распространена на строительство дома. Стандартный вычет на детей для военнослужащих предоставляется в беззаявительном порядке.
ПИФы. Закрытые и интервальные паевые инвестиционные фонды (для квалифицированных инвесторов) признаются плательщиками налога на прибыль с отдельных пассивных доходов (дивиденды, проценты, роялти, аренда).
Дивиденды на счет «С». Установлена ставка 35% для дивидендов, перечисляемых на счет типа «С», установленный Указом Президента РФ от 5 марта 2022 г. № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами».
Расходы. Расширен перечень расходов, учитываемых при налогообложении, за счет затрат на защиту от беспилотных аппаратов (БПЛА).
Налог на сверхдоходы. Вводится новый налог, который не будет учитываться при исчислении налога на прибыль. Этому налогу посвящен отдельный проект Федерального закона № 618-9 «О налоге на сверхдоходы».
Электронная торговля. Вводится НДС 22% на товары электронной торговли, приобретаемые физическими лицами из третьих стран. Платить его будут электронные торговые площадки как налоговые агенты.
Льготы. Продлевается до 2030 года ставка 0% для авиаперевозок в/из аэропортов Дальнего Востока, Крыма и Севастополя, а также 10% для аэропортов Московского авиационного узла.
Защита от БПЛА. Передача товаров, работ, услуг, имущественных прав на безвозмездной основе Минобороны России, Росгвардии, ФСБ России и МЧС России для защиты от БПЛА не признается объектом налогообложения НДС.
Администрирование. Полномочия по администрированию взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (ОСС от НСиПЗ) передаются от Социального фонда России налоговым органам. Параметры взносов и принципы обеспечения не меняются.
Тарифы. Устанавливаются тарифы страховых взносов на ОСС от НСиПЗ по классам профессионального риска (от 0,2% до 8,5%).
Льготы. Для организаций инвалидов и учреждений, созданных для социальных целей, сохраняется пониженный тариф (60% от базового).
Крупнейшие налогоплательщики. Организации, отнесенные к категории крупнейших, и их обособленные подразделения представляют отчетность по страховым взносам в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Доходы ИП. ИП на ЕСХН, УСН и АУСН исключают из объекта налогообложения доходы в виде процентов по вкладам в банках.
ПСН. С 2028 года вводится механизм автоматического уменьшения налоговыми органами суммы налога по ПСН на уплаченные страховые взносы.
Сельхозпроизводители. Продлевается до 2029 года мера поддержки для пострадавших от вооруженных формирований и терактов.
Льготы. Устанавливаются единые требования к нормативным актам о налоговых льготах для их предоставления в беззаявительном порядке. Льготы по имущественным налогам для членов семей участников СВО распространяются на родителей (усыновителей) независимо от факта иждивения (с 2022 года).
Налог на имущество организаций. Перечень объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, расширяется за счет пунктов приема и выдачи заказов логистической инфраструктуры оператора цифровой платформы.
Цифровые платформы. Операторы цифровых платформ наделяются отдельными функциями налогового администрирования (информационное взаимодействие с налоговыми органами и партнерами). Вводится способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов в виде приостановления приема заказов и размещения карточки товара на платформе.
Отсрочки и рассрочки. Совершенствуется институт отсрочек и рассрочек, включая возможность получения рассрочки по отсроченным платежам.
Налоговый мониторинг. Расширяется периметр налогового мониторинга за счет отмены обязательности соответствия кандидата всем трем критериям (выручка, активы, налоги) – достаточно соответствия любому из них.
Обособленные подразделения. Регионы получают возможность представлять в налоговые органы информацию о неучтенных обособленных подразделениях.
Контролируемые иностранные компании (КИК). Увеличивается размер доли участия (с 25% до 50%) для признания лица контролирующим. Исключается суммовой порог прибыли КИК (10 млн. руб.), при превышении которого прибыль облагается налогом. Продлевается до 2030 года возможность отложить уплату налога с прибыли КИК.
Трансфертное ценообразование. Устанавливается обязанность прилагать нотариально заверенный перевод документов на иностранном языке.
Штрафы. Размеры штрафов индексируются на уровень инфляции с года их установления (например, штраф за неуплату налога по ст. 122 Налогового кодекса РФ может вырасти с 20% до 40% от неуплаченной суммы, но не менее 40 тыс. руб.).
Индексация. Уточняются и увеличиваются размеры госпошлины при лицензировании отдельных видов деятельности, при переходе права собственности на объекты недвижимости в процессе реорганизации юридических лиц.
Новые пошлины. Вводятся пошлины за освидетельствование маломерных судов, за выдачу справок и выписок из реестра маломерных судов, за лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и др.
Продлеваются до 2029 года особые полномочия Правительства РФ по изданию правовых актов, регулирующих отдельные налоговые правоотношения. Устанавливается, что если последний день срока уплаты налога в декабре приходится на выходной, то сроком окончания считается предшествующий рабочий день.
Обращаем внимание, что данный законопроект только недавно был внесен в Государственную Думу, и по мере рассмотрения его содержание может существенно измениться.
Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки.
Проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов с идентификационным номером 171374.
Согласно действующей редакции ст. 15.27 («Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма») и ст. 15.27.3 («Совершение в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с имуществом, полученным преступным путем») Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за совершение указанных противоправных деяний установлен трехлетний срок давности привлечения к ответственности (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Законопроектом предлагается увеличить этот срок по обоим составам до шести лет.
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, сохранение действующего срока давности привлечения к административной ответственности по делам указанных категорий ограничивает возможность своевременного выявления и пресечения соответствующих правонарушений, снижая превентивный потенциал этих норм и эффективность антиотмывочного регулирования.
Проект Федерального закона № 619-9 «Об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2027 году, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» был внесен в Государственную Думу Правительством РФ 30 сентября 2026 года. Сроки его рассмотрения и принятия пока неизвестны.
Напомним, что Федеральным законом от 28 ноября 2025 г. № 429-ФЗ на 2026 год она была установлена в размере 27 093 рубля.
Проект Федерального закона в указанной части вступит в силу с 01 января 2027 г.
Адрес:107076, Москва, ул. Стромынка,
д. 18, корп. 5Б, помещение IX
Телeфон:+7 (495) 780-73-63
+7 (495) 989-76-50
Факс:+7 (495) 780-73-67
E-mail:info@rrost.ru