Содержание мониторинга:

    1. Доходы по инвестиционным паям все-таки не будут облагаться по ставке НДФЛ 22%

    2. ФНС России обновила методику оценки налогоплательщиков - юридических лиц

    3. ФНС России утвердила форму перерасчета НДФЛ и других налогов

    4. Банк России определил порядок прямой выплаты дивидендов бенефициарам экономически значимой организации (ЭЗО) в некоторых случаях, когда такая выплата производится по судебному решению

    5. Банк России разъяснил, что списание еврооблигаций с индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) не приводит к закрытию ИИС

    6. Передавать персональные данные теперь могут запретить любым иностранным и международным организациям

    7. Законопроект о распространении антиотмывочных мер на операции с цифровыми рублями одобрен в I чтении

    8. Правительство РФ установит экспериментальный правовой режим для удаленного открытия банковского счета

    9. Продажу акций АО на специализированном аукционе могут исключить из способов приватизации государственного и муниципального имущества

    10. Государственные концерны и государственные корпорации, зарегистрированные в ДНР до ее вхождения в состав РФ, станут государственными унитарными предприятиями

Полный текст мониторинга:

Доходы по инвестиционным паям все-таки не будут облагаться по ставке НДФЛ 22%.

Федеральный закон от 29 октября 2024 г. № 362-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

22 октября 2024 г. указанный законопроект был принят Государственной Думой в третьем, окончательном чтении, а 23 октября 2024 г. одобрен Советом Федерации и направлен Президенту РФ.

Среди изменений, касающихся налогообложения по ценным бумагам:

1. Устраняется налоговая дискриминация доходов по инвестиционным паям и материальной выгоды от приобретения ценных бумаг и долей в ООО.

С 1 января 2025 г. в силу вступит новая редакция абз. 1 п. 7 ст. 214.1 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ): 

До 1 января 2025 г.

После 1 января 2025 г.
В целях настоящей статьи доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде.   В целях настоящей статьи доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, от доверительного управления имуществом, составляющим паевый инвестиционный фонд, полученные в налоговом периоде.


Это один из случаев, когда несколько слов, добавленных в НК РФ, стоят десятки, а для кого-то – сотни миллионов рублей. В результате указанной поправки:

  1. доходы от доверительного управления имуществом, составляющим паевый инвестиционный фонд (ПИФ), отнесены к налоговой базе «доходы по операциям с ценными бумагами», и
  2. выплаты по инвестиционным паям с 1 января 2025 года будут облагаться по максимальной ставке НДФЛ 15%, а не 22%.

Объясним более подробно.

С 1 января 2025 г. начинают действовать две прогрессивных шкалы НДФЛ – от 13% до 22% и от 13% до 15%.
Ставка НДФЛ от 13% до 22% вводится Федеральным законом от 12 июля 2024 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 176-ФЗ) и применяется ко всем доходам (налоговым базам) по НДФЛ, если не указано иное.

Ставка НДФЛ от 13% до 15% применяется только к налоговым базам, перечисленным в п. 6 ст. 210 НК РФ. Одной из них является налоговая база по доходам по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами (подп. 6 п. 6 ст. 210 НК РФ в редакции с 1 января 2025 г.).

Какие именно доходы признаются доходами по операциям с ценными бумагами (а, следовательно, облагаются по ставке НДФЛ не более 15%), указано в п. 7 ст. 214.1 НК РФ.

Прежняя редакция п. 7 ст. 214.1 НК РФ признавала доходами по операциям с ценными бумагами только «доходы от реализации (погашения) ценных бумаг».

Выплата периодического дохода по инвестиционным паям (условно, «дивиденды ПИФ»), которая не является компенсацией за погашение пая, не признавалась доходом по операциям с ценными бумагами, что «грозило» налогообложением «дивидендов ПИФ» с 1 января 2025 года по ставке 22% и дискриминировало их по сравнению с дивидендами по акциям и распределяемой прибылью ООО.

Новая редакция п. 7 ст. 214.1 НК РФ признает доходы от доверительного управления имуществом ПИФ в качестве доходов по операциям с ценными бумагами.

Это означает, что «дивиденды ПИФ» будут облагаться по ставке НДФЛ от 13% до 15%, а не по ставке от 13% до 22%.

Такие же поправки внесены для налогообложения материальной выгоды (т.е. превышения рыночной стоимости приобретаемого имущества над расходами на его приобретение) от приобретения ценных бумаг, производных финансовых инструментов и долей участия в российских юридических лицах. Материальная выгода тоже включена в перечень налоговых баз, облагаемых по ставке НДФЛ не более 15% (подп. 6, 7 п. 6 ст. 210 НК РФ в редакции с 1 января 2024 г.).

2. Особенности налогообложения акций и долей в уставном капитале экономически значимых организаций (ЭЗО), полученных налогоплательщиком в соответствии Федеральным законом от 4 августа 2023 г. № 470-ФЗ «Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями», распространены на случаи, когда налогоплательщик получил причитавшиеся ему акции или доли ЭЗО не полностью, а частично.

Это касается определения расходов на приобретение, срока непрерывного владения акциями и долями ЭЗО, а также случаев, когда получение акций и долей ЭЗО в собственность освобождается от налогообложения.

Поправки про налогообложение акций и долей ЭЗО имеют обратную силу и распространяются на правоотношения со 2 июля 2024 г.

3. Правила налогообложения замещающих еврооблигаций РФ

Напомним, что Российская Федерация выпустила замещающие еврооблигации, чтобы заместить прежние выпуски еврооблигаций РФ, которые учитывались в иностранных депозитариях и нормальный оборот которых стал невозможен из-за иностранных санкций.

При обмене прежних выпусков еврооблигаций РФ (в НК РФ именуются «замещаемые еврооблигации РФ») на замещающие еврооблигации РФ налоговая база по НДФЛ не определяется. В случае погашения или реализации замещающих еврооблигаций РФ признаются расходы, понесенные на приобретение замещаемых еврооблигаций РФ (п. 13 ст. 214.1 НК РФ в новой редакции).

Срок нахождения в собственности замещающих еврооблигаций РФ исчисляется с момента получения налогоплательщиком в собственность замещаемых еврооблигаций РФ (подп. 3 п. 2 ст. 219.1 НК РФ в новой редакции).

Для налога на прибыль организаций в целом применяются такие же льготные правила (подп. 33.3 п. 1 ст. 251, подп. 48.34 ст. 270, п. 5.1 ст. 280 НК РФ в новой редакции).

Поправки про налогообложение замещающих еврооблигаций РФ имеют обратную силу и распространяются на правоотношения с 1 января 2024 года.

Необходимое условие для их применения: по состоянию на 1 марта 2022 года замещаемые еврооблигации РФ принадлежали налогоплательщику (или иностранной компании, подконтрольной налогоплательщику-физическому лицу) на праве собственности или ином вещном праве.

4. Ставка налога на прибыль с процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, облигациям российских компаний, обращающимся на организованном рынке, и некоторым другим видам ценных бумаг повышена с 15% до 20% (изменения вносятся в подп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ и вступят в силу 1 января 2025 г.).

5. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, признаваемый налоговым агентом, когда он определяет налоговую базу НДФЛ по доходам клиента – физического лица от операций с ценными бумагами, обязан учитывать сведения о расходах этого физического лица, полученные от другого профессионального участника, (п. 4 ст. 226.1 НК РФ в новой редакции).

Напомним, что ранее был принят Федеральный закон от 29 мая 2024 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3 и 5 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», который обязывает брокеров и управляющих передавать имеющиеся у них сведения о физическом лице и его расходах на приобретение и хранение ценных бумаг другому профессиональному участнику, указанному этим физическим лицом. Сведения должны передаваться в едином электронном формате, установленном саморегулируемой организацией брокеров и управляющих.

Закон 120-ФЗ вступит в силу с 1 января 2025 г.

Цель этих нововведений – создать «бесшовный» процесс передачи информации, необходимой для налогообложения доходов от ценных бумаг, в случае перехода физического лица на обслуживание от одного профессионального участника к другому.

Право физического лица самостоятельно представить сведения о своих расходах на ценные бумаги тоже сохраняется.

6. С 1 января 2025 года повышается государственная пошлина за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, составляющее ПИФ (подп. 22.1 ст. 333.33 НК РФ в новой редакции).


ФНС России обновила методику оценки налогоплательщиков - юридических лиц

Приказ ФНС России от 09.10.2024 № ЕД-7-31/840@ (далее – Приказ)

Методика ФНС России регулирует оценку юридического лица для предоставления самому юридическому лицу.

Заказать оценку можно через Личный кабинет налогоплательщика юридического лица (раздел "Как меня видит налоговая", вкладка "Сервис оценки юридических лиц"). Результат оценки будет размещен в виде выписки в том же личном кабинете не позднее следующего рабочего дня.

Теперь налоговая будет проверять долю вычетов по НДС в части начисленного налога за последние 8 кварталов, результаты сравнят со средними значениями по отрасли в регионе. Компании по запросу смогут увидеть расхождения в личном кабинете. Это будет происходить на втором этапе проверки компании (подп. 24, п. 7 Методики).

Проверка состоит из двух этапов. На первом этапе компания оценивается по 12 базовым критериям (п. 6 приказа). Среди них – информация о том, что:

  1. отсутствие противоречий в декларациях по НДС за 4 налоговых периода, предшествующих последнему оконченному налоговому периоду по НДС;
  2. организация не находится в стадии ликвидации;
  3. нет судебного акта о введении процедур наблюдения, внешнего управления, открытии конкурсного производства;;
  4. в ЕГРЮЛ отсутствуют сведения о предстоящем исключении компании из реестра и нет записи о недостоверности информации о ней и др.

На втором этапе оценивается уровень зарплаты и численность сотрудников, рентабельность активов, налоговая нагрузка и др. (п. 7 Приказа).

Кроме того, в выписке по результатам оценки будет содержаться информация о суммах существенных прямых расхождений по НДС, размеры налоговых вычетов и налоговый период (п. 1 Приложения № 1 и № 2). Если компания не согласна с полученными результатами, то она может направить запрос о корректировке сведений в выписке, приложив к нему документы, подтверждающие необходимость изменений.


ФНС России утвердила форму перерасчета НДФЛ и других налогов

Приказ ФНС России от 03.09.2024 № ЕД-7-21/697@ (далее – Приказ)

Формы и порядок их заполнения содержатся в приложениях к приказу. Документ вступит в силу 1 января 2025 г.


Документы Банка России

Банк России определил порядок прямой выплаты дивидендов бенефициарам экономически значимой организации (ЭЗО) в некоторых случаях, когда такая выплата производится по судебному решению

Решение Совета директоров Банка России от 10 октября 2024 г. «О порядке выплаты дивидендов по акциям экономически значимой организации, причитающихся иностранной холдинговой компании, напрямую лицам, права которых на акции иностранной холдинговой компании либо ценные бумаги иностранного эмитента, удостоверяющие права на акции иностранной холдинговой компании, учитываются в российских депозитариях, в случае если такие акции либо ценные бумаги иностранного эмитента допущены к торгам российского организатора торговли».

Решение Совета директоров Банка России принято во исполнение статьи 10 Федерального закона от 04.08.2023 N 470-ФЗ "Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями" (Закон об ЭЗО).

Напомним, что Закон об ЭЗО применяется, если иностранная холдинговая компания (ИХК), связанная с «недружественными» государствами, владеет не менее 50% голосующих акций/долей российской экономически значимой организаций (ЭЗО).

Закон об ЭЗО предусматривает меры, которые позволяют бенефициарам ЭЗО осуществлять свои корпоративные права без «посредничества» ИХК.

Одной из таких мер является прямая выплата дивидендов/прибыли по акциям/долям ЭЗО тем лицам, которые прямо или косвенно владеют акциями/долями ИХК или депозитарными расписками на акции ИХК.

Прямая выплата дивидендов проводится по решению Арбитражного суда Московской области.

Обратиться в суд с заявлением о прямой выплате дивидендов вправе бенефициары ЭЗО, доля участия в ИХК которых составляет не менее 50% (в некоторых случаях – не менее 30%), либо сама ЭЗО.

В случае удовлетворения судом заявления, ЭЗО должна определить перечень лиц, которые имеют право на прямую выплату дивидендов, и выплатить им дивиденды.

Если акции ИХК или депозитарные расписки на акции ИХК (далее – ценные бумаги ИХК) допущены к организованным торгам в России, то порядок прямой выплаты дивидендов тем лицам, права которых на ценные бумаги ИХК учитываются в российских депозитариях, определяет Банк России.

Именно этот порядок и установлен решением Совета директоров Банка России от 10 октября 2024 г.: - после принятия судебного решения, ЭЗО должна обратиться в центральный депозитарий (НРД) с требованием о составлении списка держателей ценных бумаг ИХК, права которых учитываются в российских депозитариях;
- НРД собирает информацию от российских депозитариев, составляет список держателей ценных бумаг ИХК и передает его ЭЗО;
- ЭЗО на основании списка, полученного от НРД, перечисляет дивиденды российским депозитариям, в которых открыты счета депо держателей ценных бумаг ИХК;
- российские депозитарии, получив дивиденды от ЭЗО, перечисляют их своим клиентам – держателям ценных бумаг ИХК.

Регистратор ЭЗО в указанной процедуре не участвует, но не исключено его привлечение в качестве платежного агента по собственному усмотрению ЭЗО. Решение Совета директоров Банка России применяется с 17 октября 2024 г.


Законодательство о рынке ценных бумаг

Банк России разъяснил, что списание еврооблигаций с индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) не приводит к закрытию ИИС

Информационное письмо Банка России от 21 октября 2024 г. № ИН-018-34/57.

Прекращение учета еврооблигаций РФ на ИИС с последующим получением на этот счет замещающих еврооблигаций РФ не является возвратом ценных бумаг, который подразумевается в абз. 5 п. 3 ст. 10.2-1 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Федеральный закон № 39-ФЗ), и не ведет к прекращению договора на ведение ИИС.

Напомним, что в абз. 5 п. 3 ст. 10.2-1 Федерального закона № 39-ФЗ установлено требование прекратить договор на ведение ИИС в случае возврата клиенту денежных средств, драгоценных металлов и ценных бумаг, учтенных на его ИИС, а также в случае их передачи другому брокеру, управляющему или управляющей компании открытого ПИФ.

Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 08 августа 2024 г. № 677 замещение «старых» еврооблигаций РФ происходит по волеизъявлению их держателя. Замещаемые еврооблигации РФ и все права по ним передаются Минфину России, а взамен Минфин России передает держателю новые, замещающие еврооблигации РФ.

Как разъяснил Банк России, «прекращение учета еврооблигаций Российской Федерации на ИИС клиента – физического лица с последующим получением клиентом на такой ИИС замещающих еврооблигаций не является возвратом клиенту ценных бумаг по смыслу положений абзаца пятого пункта 3 статьи 10.2-1 Федерального закона № 39-ФЗ и не влечет за собой прекращение договора на ведение ИИС».


Законодательство о персональных данных

Передавать персональные данные теперь могут запретить любым иностранным и международным организациям

Постановление Правительства РФ от 14.10.2024 № 1371 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 16 января 2023 г. № 24»

Роскомнадзор теперь может принимать решение о запрещении трансграничной передачи персональных данных любым иностранным и международным организациям, деятельность которых признана нежелательной на территории РФ.

Ранее такой запрет распространялся только на нежелательные неправительственные организации.

Изменения вступили в силу 23 октября 2024 года.


Законодательство о противодействии отмыванию денег

Законопроект о распространении антиотмывочных мер на операции с цифровыми рублями одобрен в I чтении

Законопроект № 576830-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» в связи с внедрением цифрового рубля».

На операции с цифровым рублем хотят распространить действие Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Указанный законопроект был внесен в Госдуму в марте 2024 г.

Исполнение антиотмывочных требований планируется возложить как на кредитные организации, которые являются участниками платформы цифрового рубля, так и на оператора этой платформы – Банк России. В частности, при обслуживании пользователей платформы цифрового рубля Банк России обязан оценивать риск совершения ими подозрительных операций и относить каждого пользователя к одной из трех групп риска (низкий, средний и высокий). Кроме того, он может отказать в заключении договора счета цифрового рубля, а также блокировать денежные средства.

Ранее Правительство РФ поддержало законопроект, указав на необходимость определения органа, контролирующего исполнение Федерального закона № 115-ФЗ Банком России. В ином случае Банк России будет контролировать исполнение своих же функций, что противоречит объективности при осуществлении контроля.

Указанный вопрос должен быть решен ко второму чтению. В случае принятия закон вступит в силу 1 января 2025 г.


Законодательство о «финтехе»

Правительство РФ установит экспериментальный правовой режим для удаленного открытия банковского счета

Проект федерального закона № 746280-8 «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В рамках экспериментального правового режима личное присутствие клиента или его представителя для открытия банковского счета (вклада) не понадобится, идентификация будет произведена удаленно. Банк России разработает нормативный акт об установлении такого режима и утверждении его программы, который будет согласован с Росфинмониторингом, ФСБ России, Минцифры России и Минфином России.

Напомним, что сейчас кредитным организациям запрещается открывать счета и вклады без личного присутствия клиента, которому открывается счет (вклад), или его представителя (абз. 3 п. 5 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).

По состоянию на 23 октября 2024 г. законопроект предложено принять к рассмотрению, отзывы, предложения и замечания должны быть предоставлены до 10 ноября 2024 г.


Общие изменения в законодательстве о юридических лицах

Продажу акций АО на специализированном аукционе могут исключить из способов приватизации государственного и муниципального имущества

Проект федерального закона № 611774-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества».

23 октября 2024 г. в I чтении был одобрен законопроект, который направлен на совершенствование порядка приватизации государственного и муниципального имущества.

В частности, предлагается исключить из способов приватизации продажу акций АО на специализированном аукционе (способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции акционерного общества по единой цене за одну акцию).

Как отмечают авторы инициативы, при продаже акций региональные органы власти и надзорные органы неверно толкуют законодательство о приватизации, считая, что продать акции АО можно исключительно через специализированный аукцион. Помимо этого, «проведение специализированного аукциона не дает возможности конкурентного роста цены в ходе процедуры проведения торгов, так как у участников специализированного аукциона нет возможности повышать предлагаемую цену, что в итоге может привести к недополучению поступлений денежных средств от продажи акций акционерных обществ в бюджеты соответствующего уровня», считают авторы законопроекта.


Законопроекты

Изменения в Гражданский кодекс РФ

Государственные концерны и государственные корпорации, зарегистрированные в ДНР до ее вхождения в состав РФ, станут государственными унитарными предприятиями.

Законопроект № 740875-8 «О внесении изменения в статью 19-1 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

При этом после смены организационно-правовой формы указанные юридические лица продолжат подчиняться Правительству ДНР.

В соответствии с ч. 2 ст. 19.1 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" юридические лица в ДНР и ЛНР должны привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством РФ не позднее 31 декабря 2024 года. В данном случае возникают проблемы государственных концернов и государственных корпораций, которые являются в ДНР коммерческими организациями. В РФ не предусмотрена такая организационно-правовая форма юридического лица, как концерн, а государственные корпорации являются в РФ некоммерческими организациями и создаются федеральным законом.

При этом ликвидация существующих юридических лиц и создание новых не решит проблему. Большинство из государственных концернов и корпораций ДНР имеют лицензии, а также выступают сторонами различных договоров. Проект федерального закона призван разрешить указанную проблему.

Адрес:107076, Москва, ул. Стромынка, д. 18, корп. 5Б

Тел.:+7 (495) 780-73-63, +7 (495) 989-76-50

Факс:+7 (495) 780-73-67

E-mail:info@rrost.ru

Вопросы, отзывы и предложения

© 2023 АО «НРК - Р.О.С.Т.»

Все права защищены.

Карта сайта
Контактная информация