Содержание мониторинга:
-
Федеральный закон от 25.12.2023 N 647-ФЗ
-
Федеральный закон от 25.12.2023 N 623-ФЗ
-
Федеральный закон от 19.12.2023 N 611-ФЗ
-
Федеральный закон от 19.12.2023 N 595-ФЗ
-
Письмо ФНС от 13.12.2023 г. N ШЮ-4-13/15556@
-
Приказы ФНС от 01.12.2023 N ЕД-7-17/914@ и N ЕД-7-17/915@
-
Указ Президента Российской Федерации от 03.01.2024 N 8
-
Решение Совета директоров Банка России от 26.12.2023г. о требованиях к деятельности держателей реестра владельцев ценных бумаг в части открытия и ведения ими лицевых счетов отдельных нерезидентов
-
Постановление Правительства РФ от 23.12.2023 N 2267 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца и описания бланка паспорта гражданина Российской Федерации".
Полный текст мониторинга:
Федеральный закон от 25.12.2023 N 647-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле""
Закон 647-ФЗ закрепляет меры, которые, как писали СМИ, были приняты в конце 2023 года для стабилизации курса рубля.
С этой целью российские государственные органы будут собирать больше информации о денежных потоках, образующихся во внешнеэкономической деятельности резидентов, в том числе в случаях, когда резиденты ведут внешнеэкономическую деятельность через «родственные» иностранные компании.
С 1 марта 2024 года расширяется объем информации, которую обязаны представлять в Банк России резиденты, включенные в особый перечень, утвержденный Банком России по согласованию с Минфином и Минэкономразвития (часть 6 статьи 22 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).
Информация, которую такие резиденты представляют в Банк России:
- о получении от нерезидентов денег (или ином исполнении, прекращении обязательств нерезидентов) по договорам, предусматривающим передачу нерезидентам товаров, работ, услуг и т.д.;
- о своих активах и обязательствах, номинированных в иностранной валюте;
- о своих обязательствах перед нерезидентами и обязательствах нерезидентов перед ними.
Главное нововведение в том, что если раньше резиденты представляли такую информацию только про самих себя, то теперь – также и про свои дочерние иностранные компании.
Перечень резидентов, обязанных представлять информацию, будет закрытым: он больше не будет публиковаться на сайте Банка России.
С 1 июля 2024 года юридическое лицо – резидент, если оно входит «в одну международную группу компаний с юридическими лицами – нерезидентами», должно представлять в ФНС сведения о счетах (вкладах) и финансовых транзакциях таких юридических лиц – нерезидентов в банках и иных организациях финансового рынка за пределами РФ, а именно:
- об открытии, закрытии, изменении реквизитов зарубежных счетов (вкладов) – не позднее одного месяца;
- о движении денежных средств и других активов по зарубежным счетам (вкладам), а также о переводах денег в иностранных платежных системах без открытия банковского счета - в сроки, которые установит Правительство РФ.
Федеральный закон от 25.12.2023 N 623-ФЗ "О внесении изменений в статью 19-1 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Вступил в силу 25 декабря 2023 года.
Закон 623-ФЗ продлевает сроки, в течение которых юридические лица, имевшие место нахождения в ДНР, ЛНР, Запорожской или Херсонской области по состоянию на 30 сентября 2022 года (день принятия новых территорий в Российскую Федерацию), должны привести учредительные документы в соответствие с российским законодательством.
Для юридических лиц ДНР, ЛНР срок продлен до 31 декабря 2024 года.
Для юридических лиц Запорожской, Херсонской областей срок продлен до 30 июня 2025 года (если сведения об этих юридических лицах ранее учитывались в местных реестрах и были перенесены в российский ЕГРЮЛ) или до 31 декабря 2024 года (если сведения о юридических лицах «потерялись» и в российском ЕГРЮЛ отсутствуют).
Если юридическое лицо на новой территории имеет форму АО и его выпуск акций был зарегистрирован до 30 сентября 2022 года, то акции признаются российскими при условии государственной регистрации их выпуска Банком России с номинальной стоимостью в рублях (т.е. надо «перерегистрировать» выпуск акций, ранее зарегистрированный в соответствии с законодательством ДНР/ЛНР или Украины).
Публичные АО должны зарегистрировать в Банке России проспект акций или исключить из своего наименования и устава указание на публичный статус.
Документы, подтверждающие регистрацию выпуска акций Банком России, должны быть представлены в комплекте документов для регистрации устава АО, приведенного в соответствие с российским законодательством.
Особенности регистрации выпусков акций в таких случаях определяются актами Банка России, которые не регистрируются в Минюсте, но могут быть опубликованы на сайте Банка России. Например, Приказ № ОД-3 от 09.01.2024.
Федеральный закон от 19.12.2023 N 611-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 105.26 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Вступил в силу 19 декабря 2023 года (за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки).
✔ До конца 2024 года продлены полномочия Правительства РФ устанавливать особые правила уплаты налогов, страховых взносов, пеней и т.д. В том числе:
- приостанавливать, отменять, переносить сроки мероприятий налогового контроля;
- продлевать сроки сдачи отчетности и уплаты налогов и страховых взносов;
- вводить дополнительные основания для рассрочек и отсрочек по уплате;
- устанавливать особенности взыскания задолженности;
- устанавливать «особенности неприменения ответственности» к налогоплательщикам на новых территориях.
См. пункты 3, 3.1 статьи 4 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) в новой редакции.
✔ Расширены льготы по НДФЛ для контролирующих лиц контролируемых иностранных компаний. Льгота, что при замещении еврооблигаций на российские облигации не определяется налоговая база, теперь применяется в двух случаях:
- по состоянию на 1 марта 2022 года еврооблигации принадлежали самому налогоплательщику, который обменивает эти еврооблигации на российские; или
- (предусмотрено впервые) по состоянию на 1 марта 2022 года еврооблигации принадлежали контролируемой иностранной компании, для которой налогоплательщик является контролирующим лицом.
Данная льгота применяется «задним числом» - с 1 января 2022 года.
См. пункт 13 статьи 214.1 НК РФ в новой редакции.
Льгота, что доходы в виде имущества (кроме денег) и имущественных прав, полученных физическим лицом в 2022 – 2023 годах от контролируемой иностранной компании, освобождаются от НДФЛ, теперь применяется в двух случаях:
- налогоплательщик, получивший доход, был контролирующим лицом или учредителем контролируемой иностранной компании на 31 декабря 2021 года; или
- (предусмотрено впервые) налогоплательщик, получивший доход, является близким родственником физического лица, которое было контролирующим лицом или учредителем контролируемой иностранной компании на 31 декабря 2021 года, если впоследствии это физическое лицо отказалось от контроля над иностранной компанией из-за санкций.
Льгота применяется для доходов, выплаченных с 5 марта 2022 года.
См. пункт 60.2) статьи 217 НК РФ в новой редакции.
Льгота позволяет переводить российские активы, «записанные» на контролируемую иностранную компанию, в собственность российского бенефициара бесплатно или по символической цене, без начисления НДФЛ на разницу между фактической и уплаченной стоимостью таких активов при их передаче.
Сейчас льгота действует, только если доход от контролируемой иностранной компании был получен в 2022 или 2023 году.
В Государственную Думу внесен законопроект №518220-8, согласно которому льготу предлагается распространить на доходы, полученные в 2024 году. Правительство РФ представило заключение, что оно поддерживает законопроект при условии его доработки.
Федеральный закон от 19.12.2023 N 595-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Вступил в силу: часть положений - 19 декабря 2023 года , другая часть – 1 января 2024 года.
Закон 595-ФЗ, помимо прочего, предусматривает налоговые льготы для лиц, получивших акции или доли в уставном капитале экономически значимой организации (ЭЗО) в соответствии с Федеральным законом от 4 августа 2023 года N 470-ФЗ (подробнее о Законе 470-ФЗ можно прочитать здесь).
Цель – сделать так, чтобы получение налогоплательщиком акций (долей) ЭЗО вместо прямой или косвенной доли участия в иностранной холдинговой компании (далее – «иностранные акции (доли)») было нейтральным с налоговой точки зрения и не ухудшало положение налогоплательщика.
Доходы в виде стоимости акций (долей) ЭЗО, полученных в соответствии с Законом 470-ФЗ, освобождаются:
- от НДФЛ при выполнении условий, указанных в пункте 96 статьи 217 НК РФ;
- от налога на прибыль организаций при выполнении условий, указанных в подпункте 11.5) пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Срок владения акциями (долями) ЭЗО увеличивается на срок прямого или косвенного владения иностранными акциями (долями). Это позволяет освободить от НДФЛ и налога на прибыль доходы, полученные от реализации акций (долей) ЭЗО, которые на дату реализации непрерывно принадлежали налогоплательщику более пяти лет (пункт 17.2 статьи 217, пункты 6.1 и 6.2 статьи 284 НК РФ в новой редакции).
Расходы на приобретение иностранных акций (долей) признаются расходами на приобретение акций (долей) ЭЗО и уменьшают налоговую базу по доходам от реализации акций (долей) ЭЗО (пункт 10.1 статьи 214.1 НК РФ в новой редакции).
Письмо ФНС от 13.12.2023 N ШЮ-4-13/15556@ "О порядке представления уведомления об участии в иностранных организациях при редомициляции в САР-РФ"
По общему правилу, предусмотренному частью 14 статьи 5 Федерального закона от 03.08.2018 N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах", международная компания, которая зарегистрирована в России в порядке редомициляции, должна быть исключена из реестра юридических лиц в иностранном государстве, откуда компания «переехала» в Россию, в течение двух лет после ее регистрации в России, если больший срок не установлен законодательством того иностранного государства.
Но на практике состояние «раздвоенности», когда юридическое лицо уже зарегистрировано в качестве международной компании в России, но еще не исключено из иностранного реестра, может продолжаться сколь угодно долго, особенно если это юридическое лицо или его бенефициары находятся под санкциями.
ФНС России разъясняет, что международная компания, пока она не исключена из иностранного реестра, продолжает рассматриваться как контролируемая иностранная компания (КИК), и ее бенефициары, если они являются налоговыми резидентами РФ, должны исполнять обязанности, предусмотренные налоговым законодательством для контролирующих лиц КИК:
«… иностранная организация, принявшая решение о редомициляции в Российскую Федерацию, в течение неопределенного периода времени может находиться одновременно и в российском, и в иностранном реестре юридических лиц, а также осуществлять деятельность в двух юрисдикциях на законных основаниях. Иностранная компания, не исключенная из реестра компаний в иностранной юрисдикции, автоматически не теряет правоспособность на территории иностранного государства, даже если она зарегистрирована в российском специальном административном районе.
На основании изложенного обязанности, предусмотренные главой 3.4 "Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица" Кодекса, должны исполняться контролирующим лицом такой компании до момента ее исключения из реестра компаний в иностранной юрисдикции».
Вместе с тем, Указом Президента РФ от 03.01.2024 N 1 "Об особенностях правового положения хозяйственных обществ со статусом международной компании" утвержден поименный список международных компаний, для которых требование об исключении из иностранного реестра считается соблюденным, даже если они продолжают учитываться в иностранных реестрах в качестве действующих юридических лиц. Сейчас в этом списке всего три международных компании, но он может дополняться.
Представляется (хотя на этот счет могут быть разные мнения), что международные компании, включенные в Указ Президента РФ от 03.01.2024 N 1, больше не должны рассматриваться в качестве контролируемых иностранных компаний, и письмо ФНС от 13 декабря 2023 г. N ШЮ-4-13/15556@ к таким компаниям не применимо.
Приказы ФНС от 01.12.2023 N ЕД-7-17/914@ и N ЕД-7-17/915@
Вступают в силу 22 января 2024 года
ФНС утвердила:
- Перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией (вместо аналогичного перечня по приказу ФНС от 28.10.2022 N ЕД-7-17/987@);
- Перечень государств (территорий), допускающих систематическое неисполнение обязательств по автоматическому обмену страновыми отчетами (утвержден впервые).
Перечни будут использоваться для решения различных вопросов налогообложения в случаях, указанных в Налоговом кодексе РФ. Как правило, решение будет не в пользу налогоплательщика.
Например, прибыль контролируемой иностранной компании, зарегистрированной в государстве, которое не обеспечивает обмен информацией для целей налогообложения, не будет освобождаться от налогообложения в РФ (пункт 7 статьи 25.13-1 НК РФ).
Указ Президента Российской Федерации от 03.01.2024 N 8 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами" и Указ Президента Российской Федерации от 9 сентября 2023 г. N 665 "О временном порядке исполнения перед резидентами и иностранными кредиторами государственных долговых обязательств Российской Федерации, выраженных в государственных ценных бумагах, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и иных обязательств по иностранным ценным бумагам"
Вступил в силу 3 января 2024 года.
На денежные средства и ценные бумаги, учитываемые на счетах типа "С", и на денежные средства, учитываемые на счетах типа "И", не может быть обращено взыскание, наложен арест или приняты иные обеспечительные меры.
Решение Совета директоров Банка России от 26.12.2023г. о требованиях к деятельности держателей реестра владельцев ценных бумаг в части открытия и ведения ими лицевых счетов отдельных нерезидентов
Банк России установил на период с 01.01.2024 до 31.12.2024 включительно дополнительные требования к деятельности держателей реестра владельцев ценных бумаг в части открытия и ведения ими лицевых счетов нерезидентов (кроме международных компаний).
В целом эти требования не являются принципиально новыми, а закрепляют сложившуюся практику по исполнению регистраторами «контрсанкционных» Указов Президента РФ при проведении операций с ценными бумагами. В частности:
- лицевые счета нерезидентов в реестре должны маркироваться особым идентификатором (как именно – решает сам регистратор);
- при переводе ценных бумаг с лицевого счета нерезидента на лицевой счет резидента и наоборот, если для данной операции в соответствии с российским законодательством требуется разрешение, такое разрешение должно быть представлено регистратору вместе с распоряжением на перевод ценных бумаг, в ином случае регистратор отказывает в операции.
Постановление Правительства РФ от 23.12.2023 N 2267 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца и описания бланка паспорта гражданина Российской Федерации"
Новое Положение о паспорте гражданина РФ вступило в силу 6 января 2024 года.
Для «обычных пользователей» практических изменений не будет.
Ранее выданные паспорта гражданина РФ остаются действительными, стандартные сроки их замены не изменились – по достижении 20 и 45 лет. Как и раньше, в паспорт гражданина РФ запрещается вносить «сведения, отметки и записи», не предусмотренные Положением о паспорте гражданина РФ, а если они внесены, то паспорт подлежит замене.
Однако, в отличие от ранее действовавшего Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828, в новом Положении не указано, что наличие в паспорте непредусмотренных сведений, отметок и записей делает паспорт недействительным.
Юридический статус паспорта гражданина РФ, в который внесены непредусмотренные сведения, отметки или записи, является неясным.