Мониторинг законодательства и судебной практики №77 (6 октября - 15 ноября 2020)

КОРПОРАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Минэкономразвития опубликовало комплект законопроектов для общественного обсуждения законов

  1. Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и статью 8 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" в части урегулирования вопросов с акционерами, сведения о которых отсутствуют и которые не осуществляют права акционеров на протяжении длительного периода времени"
  2. Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части осуществления учета прав на доли ведения списка участников общества регистратором"
  3. Проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации"
  4. Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"
  5. Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации"
  6. Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части приведения законов о хозяйственных обществах и Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации"

Более подробно о проектах – далее.

 

Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и статью 8 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" в части урегулирования вопросов с акционерами, сведения о которых отсутствуют и которые не осуществляют права акционеров на протяжении длительного периода времени", ID проекта 02/04/11-20/00110254.

Проект разработан во исполнение пункта 5 "дорожной карты" Правительства РФ по совершенствованию корпоративного управления, о которой мы сообщали ранее.

Цель проекта – сократить издержки акционерных обществ на почтовые рассылки и выплату дивидендов акционерам, которые не получают направляемые им письма и деньги ("потерянные акционеры").

Проект распространяется только на акционеров, зарегистрированных в реестре акционеров (далее – реестр), и не затрагивает акционеров, акции которых учитываются в депозитариях.

Проект не предлагает лишать "потерянных акционеров" права собственности на акции, а лишь освобождает акционерное общество (далее – общество) от обязанности направлять таким акционерам письма и дивиденды.

Общество вправе:

  1. приостановить почтовые рассылки - если сообщения о проведении общих собраний акционеров, бюллетени и иная информация, направленные по почтовым адресам акционеров, возвращались в общество "в течение не менее чем двух лет подряд и при этом не менее, чем два раза подряд, и между датами соответствующих общих собраний акционеров проходило не менее трех месяцев";
  2. приостановить выплату дивидендов – если дивиденды, направленные почтовым или банковским переводом, возвращались в общество "в течение не менее чем двух лет подряд и при этом не менее, чем за два последних периода, по результатам которых приняты (объявлены) решения о выплате дивидендов, и между датами, на которые … определяются лица, имеющие право на их получение, проходило не менее трех месяцев".

Решение о приостановлении рассылок (выплат) принимается общим собранием акционеров либо советом директоров, если общее собрание акционеров передало данный вопрос в компетенцию совета директоров.

Такое решение должно быть обезличенным (без разглашения персональных данных акционеров) и может приниматься "одновременно по всем акционерам", которые соответствуют критериям, чтобы признать их "потерянными".

Рассылки и выплаты конкретному акционеру возобновляются после того, как акционер предоставил регистратору "актуализированную информацию" о себе.

Общество, принявшее решение о приостановлении рассылок (выплат), обязано публиковать на своем Интернет-сайте информацию о количестве акционеров, которым приостановлены рассылки (выплаты), и о количестве акционеров, которым возобновлены рассылки и выплаты.

В остальном акции, принадлежащие "потерянным акционерам", учитываются при проведении корпоративных действий (в том числе при определении кворума общего собрания акционеров) в обычном порядке.

Проект оставляет открытым вопросы:

  1. кто и как будет проверять соответствие конкретного акционера критериям, позволяющим признать его "потерянным";
  2. можно ли принимать решение о приостановлении рассылок (выплат) на основании возвратов почты и дивидендов, произошедших до вступления закона в силу.

Если проект не будет иметь обратного действия, то с момента его принятия в качестве закона пройдет два с половиной года, прежде чем могут быть приняты первые решения о приостановлении рассылок и выплат "потерянным акционерам" (180 дней на вступление в силу + 2 года, чтобы отследить возвраты писем и дивидендов).

Проект также разрешает акционерным обществам, начиная с 1 сентября 2024 года, полностью отказаться от выплаты дивидендов почтовыми переводами, оставив банковские переводы, как единственный способ выплаты, для физических и юридических лиц.

Проект предусматривает, что большая часть его положений вступит в силу через 180 дней после принятия в качестве закона.

В соответствии с дорожной картой Правительства РФ срок принятия закона, решающего проблему "потерянных акционеров", – июль 2021 года.

 

Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части осуществления учета прав на доли ведения списка участников общества регистратором", IDпроекта 02/04/10-20/00109096.

Проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации", IDпроекта 02/04/10-20/00109155.

Проекты разработаны во исполнение пункта 10 "дорожной карты" Правительства РФ по совершенствованию корпоративного управления.

Проекты предусматривают, что по решению общего собрания участников ООО ведение списка участников данного ООО может быть передано регистратору, имеющему лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг.

Такое решение может быть принято ООО, которое соответствует любому из следующих условий:

  1. является резидентом особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития или участником специального административного района;
  2. является лицом, участвующим в реализации проекта в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково";
  3. не является субъектом малого и среднего предпринимательства.

Регистратор, который ведет список участников ООО, будет вместо нотариуса подтверждать сделки и документы в отношении долей в ООО, а также направлять в ЕГРЮЛ заявления об изменении сведений об участниках ООО и принадлежащих им долях.

Проект изменений в ГК РФ предусматривает, что регистратор, который ведет список участников ООО, сможет вместо нотариуса подтверждать решения общего собрания участников ООО.

В соответствии с дорожной картой Правительства РФ срок принятия закона, разрешающего регистраторам вести списки участников ООО, – июль 2021 года.

 

Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", IDпроекта 02/04/10-20/00109210.

Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации", IDпроекта 02/04/10-20/00109202.

Проекты разработаны во исполнение пункта 7 "дорожной карты" Правительства РФ по совершенствованию корпоративного управления.

Сейчас аудит годовой отчетности является обязательным для всех АО, независимо от масштабов и видов их деятельности.

Минэкономразвития предлагает исправить эту ситуацию и оставить обязательный аудит только для публичных АО и отдельных категорий непубличных АО, в том числе:

  1. кредитных и некредитных финансовых организаций;
  2. если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО включается в проспект ценных бумаг;
  3. если в уставном капитале АО присутствует доля участия РФ, субъекта РФ или муниципального образования;
  4. если объем выручки АО за год превышает 400 млн. рублей или сумма активов бухгалтерского баланса превышает 60 млн. рублей;
  5. в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" или иным федеральным законом.

Для остальных непубличных АО, которые не относятся к перечисленным выше категориям, обязательный аудит будет отменен.

В соответствии с дорожной картой Правительства срок принятия закона об отмене избыточных требований к аудиту АО – июль 2021 года.

 

Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части приведения законов о хозяйственных обществах и Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации", ID проекта 02/04/11-20/00110288.

Цель проекта – скорректировать положения Федеральных законов "Об акционерных обществах" (далее – Закон об АО) и "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее – Закон об ООО), которые устарели и не соответствуют Гражданскому кодексу РФ (далее – ГК РФ).

Проект более детально, чем действующие редакции Законов об АО и ООО, определяет полномочия единоличного исполнительного органа (далее – руководитель) общества и последствия их нарушения (статья 69 Закона об АО, статья 40 Закона об ООО в редакции проекта).

Проект продолжает сложившийся за последние годы тренд в судебной практике, что ограничение полномочий руководителя в уставе и нарушение этих ограничений – это внутренний вопрос общества, а не проблема его контрагентов.

Согласно проекту, третьи лица "вправе исходить из неограниченности полномочий" руководителя общества, совершающего сделку, если этот руководитель указан в ЕГРЮЛ.

Если в ЕГРЮЛ содержатся сведения о нескольких руководителях, то третьи лица "вправе исходить из неограниченности полномочий каждого из них", а при наличии в ЕГРЮЛ сведений о совместном осуществлении полномочий руководителя несколькими лицами – "из неограниченности полномочий лиц, действующих совместно".

Если устав ограничивает полномочия руководителя по сравнению с законом, то такие ограничения "не могут быть противопоставлены третьим лицам" и не могут быть основанием для признания недействительной сделки, совершенной с их нарушением, за исключением случая, когда доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об ограничениях.

"Факт размещения устава … в общедоступных источниках", в том числе в Интернете, не может считаться доказательством, что другая сторона сделки должна была знать об ограничениях полномочий руководителя в уставе.

В публично-правовых отношениях предусмотренные уставом ограничения полномочий руководителя, "не могут быть противопоставлены органам государственной власти или органам местного самоуправления" в принципе, исключений из данного правила не предусмотрено.

В части общих собраний акционеров (ОСА), проект предусматривает создание счетной комиссии во всех непубличных АО, независимо от числа их акционеров. Уставом, внутренним документом или решением о созыве конкретного ОСА в непубличном АО может быть предусмотрено, что функции счетной комиссии выполняет регистратор, который ведет реестр акционеров этого АО.

Создание собственной счетной комиссии (без участия регистратора) не освобождает непубличное АО от обязанности подтверждать решения очных ОСА у регистратора или нотариуса.

Для ООО проект "возвращает" правило, что решения единственного участника ООО, кроме решения об увеличении уставного капитала, не требуют подтверждения нотариусом либо иным способом, предусмотренным уставом или единогласным решением общего собрания участников (пункт 3 статьи 38.1 Закона об ООО в редакции проекта).

Напомним, что сейчас, в результате разъяснений Верховного Суда РФ и Федеральной нотариальной палаты, решения единственного участника ООО требуют нотариального удостоверения, если иной способ не предусмотрен уставом ООО или другим решением единственного участника ООО, удостоверенным нотариально.

Адрес:107076, Москва, ул. Стромынка, д. 18, корп. 5Б

Тел.:+7 (495) 780-73-63, +7 (495) 989-76-50

Факс:+7 (495) 780-73-67

E-mail:info@rrost.ru

Вопросы, отзывы и предложения

© 2021 АО «НРК - Р.О.С.Т.»

Все права защищены.

Карта сайта
Контактная информация