НОВОСТИ И ПРОЕКТЫ БАНКА РОССИИ |
Банк России разъяснил некоторые вопросы, возникающие при реализации механизма реабилитации клиентов.
Банк России разместил на сайте Информационное письмо от 12.09.2018 № ИН-014-12/61 по вопросам применения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части функционирования механизма реабилитации клиентов.
Напомним, что банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, если они отказали клиенту в обслуживании на основании Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Закон 115-ФЗ), обязаны сообщить об этом в Росфинмониторинг. После этого клиент включается в т.н. "черный список" Росфинмониторинга и практически лишается возможности получать банковские и другие финансовые услуги на всей территории России.
Закон 115-ФЗ предусматривает механизм реабилитации клиентов, попавших в "черный список". Клиент вправе оспорить решение банка или иной организации об отказе в обслуживании, представив ей документы и сведения об отсутствии оснований для отказа. Организация обязана рассмотреть документы и сведения, представленные клиентом, и сообщить ему об устранении оснований для отказа в обслуживании (о "реабилитации" клиента) либо о невозможности устранения оснований для отказа в обслуживании. В случае отказа организации "реабилитировать" клиента, он вправе обратиться за реабилитацией в межведомственную комиссию при Банке России (подробнее см. пункты 13 0 13.6 статьи 7 Закона 115-ФЗ).
В Информационном письме от 12.09.2018 № ИН-014-12/61 Банк России разъяснил некоторые вопросы, связанные с процедурой реабилитации клиентов кредитных и некредитных финансовых организаций (далее – финансовые организации).
1. О периоде времени, на который распространяется механизм реабилитации в случае отказа от проведения операции.
Клиенты вправе требовать своей реабилитации, если решение финансовой организации об отказе в обслуживании было принято 30 июня 2013 г. или позднее.
2. О порядке информирования финансовыми организациями своих клиентов о причинах отказа.
В случае обращения клиента за разъяснением причин, по которым ему было отказано в обслуживании, финансовая организация обязана проинформировать его о причинах отказа. Порядок информирования должен быть установлен внутренними документами финансовой организации.
3. Об объеме информирования финансовыми организациями своих клиентов о причинах отказа.
В случае обращения клиента за разъяснением причин отказа финансовая организация предоставляем ему информацию "в объеме, достаточном для обеспечения такому клиенту возможности ее использования при реализации механизма реабилитации клиентов".
4. О порядке исполнения финансовой организацией решения межведомственной комиссии, созданной при Центральном банке Российской Федерации (далее - межведомственная комиссия), об отсутствии оснований, в соответствии с которыми финансовой организацией ранее было принято решение об отказе.
Решение межведомственной комиссии об отсутствии оснований для отказа в проведении операции распространяется именно на ту операцию, в проведении которой клиенту было отказано.
Решение межведомственной комиссии об отсутствии оснований для отказа в заключении договора банковского счета (вклада) распространяется именно на тот договор, в заключении которого клиенту было отказано.
В случае обращения "реабилитированного" клиента с повторным распоряжением о проведении той же самой операции или повторным намерением заключить тот же договор банковского счета (вклада), финансовая организация не вправе отказать клиенту в проведении операции или заключении договора.