«Эксперт Бизнес-Решения»: выбранный "не по статусу" регистратор в будущем может негативно повлиять на ESG-рейтинг ПАО

14 декабря 2021

Показатели деятельности регистратора косвенно могут указывать на уровень развития корпоративного управления в компаниях, являющихся их клиентами, в том числе, и публичных эмитентах, говорится в первом обзоре «Регистраторы: «невидимая часть айсберга» ESG», который подготовил «Эксперт Бизнес-Решения» («дочка» «Эксперт РА»). 

«Раньше принципы ESG в рамках развития эмитента воспринимались как необязательные атрибуты, нужные лишь для особенных, продвинутых публичных компаний, которые как-либо связаны с рынком капитала или работают с контрагентами в Европе. Но сейчас уже неважно – большая ли это компания или нет, публичная ли и непубличная – она должна соответствовать ESG-критериям. Как это проявляется в требованиях к корпоративному управлению? Из традиционных и понятных нам – компания должна иметь совет директоров, публичность, понятную и прозрачную систему принятия решений. В принципе, регистраторы это сейчас уже помогают делать. Но важность блока G в рамках ESG растет и регистраторы как индикатор играют тут не последнюю роль», - считает гендиректор аналитической компании «Эксперт Бизнес-Решения» Павел Митрофанов. 

Например, если крупная публичная компания держит свой реестр в кэптивном или небольшом регистраторе, который «не соответствует ее статусу», она может выглядеть более уязвимой в трактовке ее прозрачности корпоративного управления, чем компания, которая работает с крупным частным регистратором,  пояснил он «Интерфаксу». Пока на уровне методологии рейтинговых агентств при оценке ESG-рейтинга этому не уделяется достаточно внимания, но в последующем факт о том, где находится реестр компании, может иметь вполне предметные риски по линии корпоративного управления. 

G в ESG

По словам главы и совладельца регистратора НРК - Р.О.С.Т. Олега Жизненко, самым ярким примером, как регистраторы могут оказывать влияние на G (корпоративное управление), может быть такая ситуация: если в обществе корпоративный конфликт, регистратор должен вести себя последовательно принципиально, не боясь, что клиент уйдет. А если стороны конфликта не прислушиваются к экспертизе регистратора, регистратор должен отказываться от обслуживания таких клиентов. «Все остальное – экспертиза регистраторов как проводников лучших практик корпоративного управления, собственное профессиональное поведение в сложных вопросах, - также оказывает впечатление на клиентов, и некоторые из них начинают задумываться о повышении качества корпоративного управления (G)», - говорит он. 

«Мы видим, что качество корпоративного управления в АО выше, чем в ООО. И считаем, что это следствие также и того, что АО сотрудничают с регистраторами. Можно смело утверждать, что регистраторы – проводники политики ЦБ в области корпоративного управления», - заявил он «Интерфаксу». 

Крупные регистраторы много работают над внедрением лучших практик и консультируют компании по широкому кругу вопросов, говорит гендиректор регистратора «Статус» Людмила Миронова. Это особенно важно для среднего и малого бизнеса, не обладающего значительными ресурсами для привлечения дополнительных внешних консультантов, или недостаточной внутренней компетенцией. «Причем мы берем на себя и просветительскую миссию, организуя для акционерных обществ вебинары, семинары, мастер-классы. Это конечно оказывает позитивное влияние на корпоративное управление в этих компаниях и является важной частью ESG-повестки. У нас также есть кейсы, где «Статус» выступал консультантом и посредником для различных групп стейкхолдеров –совета директоров, миноритариев и мажоритариев», - сказала она. 

Также ведущие регистраторы, оказывая услуги своим клиентам, получают большой объем информации о лучших корпоративных практиках и могут рекомендовать внедрение этих практик компаниям, отмечает руководитель «ВТБ Регистратор» Константин Петров. Так, «ВТБ Регистраторр» ежегодно проводит независимые оценки эффективности деятельности советов директоров и корпоративного управления в крупных компаниях и выдает рекомендации, исполнение которых улучшает критерии оценки блока G.

Ведущие регистраторы много инвестируют в развитие IT- технологий, что в конечном итоге определяет доступность услуг, раскрытие информации, возможность обратной связи для акционеров, я считаю это важной характеристикой качества корпоративного управления, особенно учитывая инвестиционный бум происходящий в России в последние годы, говорит Людмила Миронова.

По словам заместителя директора "Нового регистратора» по работе с эмитентами Дмитрия Кошечкина, пока невозможно говорить о серьёзных изменениях качества корпоративного управления в России, если регистраторы не будут подключены к корпоративной жизни обществ с ограниченной ответственностью. Вот этот шаг действительно сильно всё изменит (как это было с небольшими акционерными обществами после изменений 2013-2014 годов).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Согласно обзору «Эксперт Бизнес-Решения», основной тенденцией последних лет является общее снижение количества акционерных обществ, представляющих собой клиентскую базу регистраторских компаний. Вместе с этим наблюдается тенденция к снижению количества реестров АО, находящихся на обслуживании регистраторских компаний, а также уменьшение количества зарегистрированных лиц в реестрах. Так, количество реестров АО, находящихся на обслуживании у регистраторов с конца 2020 года на конец июня 2021 года сократилась на 16%%, до  48,4 тысяч. Показатель доли акционерных обществ, не передавших реестры на обслуживание регистраторам, за год снизился с 18,6% до 17,8%. Число зарегистрированных лиц, на счетах которых учитываются ценные бумаги уменьшилось на 1,6%, до 19 млн человек. Рыночные участники, не имеющие связи с крупным материнским бизнесом, в основном, сокращали количество обслуживаемых реестров. 

«В условиях постоянного естественного сокращения клиентской базы регистраторов у компаний, особенно не имеющих кэптивных связей с крупной материнской структурой, возникает стимул к повышению маржинальности бизнеса за счет предоставления дополнительных услуг и сервисов. Это еще один нарастающий тренд», - отмечают аналитики агентства. Одной из новаций пандемического 2020 года стало появление у регистраторов права на регистрацию выпусков акций при создании АО. Рынок воспользовался новой нишей в целях увеличения доходов бизнеса: в 2021 году количество зарегистрированных регистраторами выпусков акций при создании АО стало активно расти. 

На конец первого полугодия 2021 года выручка регистраторов от оказания услуг плюс процентные доходы составила 4,2 млрд рублей, увеличившись на 10,8% по сравнению с первым полугодием 2020 года. Чистая прибыль регистраторов по итогам первого полугодия 2021 года составила 0,95 млрд рублей. Рентабельность чистой прибыли увеличилась почти на 14 процентных пунктов (пп), до 22,74%. Собственные средства регистраторов равнялись 7,13 млрд рублей. 

Адрес:107076, Москва, ул. Стромынка, д. 18, корп. 5Б

Тел.:+7 (495) 780-73-63, +7 (495) 989-76-50

Факс:+7 (495) 780-73-67

E-mail:info@rrost.ru

Вопросы, отзывы и предложения

© 2023 АО «НРК - Р.О.С.Т.»

Все права защищены.

Карта сайта
Контактная информация