Как электронное голосование акционеров развивается в России и мире

04 февраля 2020

Олег Жизненко, совладелец и гендиректор регистраторской компании НРК — Р.О.С.Т., — о том, как цифровые технологии повысят вовлеченность участников акционерных собраний и уровень их доверия к процедуре голосования

До недавнего времени регистраторский бизнес был тихой гаванью финансового рынка. В нем наблюдалась высокая конкуренция и концентрация игроков. По данным Центробанка на 19 января 2020 года, в России работало 32 регистратора, которые обслуживали более 80% зарегистрированных в стране акционерных обществ. Однако с каждым годом количество акционерных обществ сокращается (под сокращением я подразумеваю прекращение деятельности или реорганизацию АО в ООО). За счет этого клиентская база регистраторов сжимается. По итогам 2019 года суммарное количество реестров акционерных обществ на обслуживании у российских регистраторов составило около 51,3 тыс. Для сравнения: в 2018 году их было около 54 тыс., в 2017 году — более 56 тыс. Оставшиеся на рынке публичные АО повышают свои требования к качеству корпоративного управления.

Одновременно общий тренд на цифровизацию национальной экономики создает предпосылки для изменений в сфере корпоративных отношений. Регистраторы не могут его игнорировать.

Область применения инноваций

Где в сфере корпоративных отношений находится ниша для технологического развития? Очевидно, что там же, где и точка наивысшего напряжения, — на общих собраниях акционеров. Именно там принимаются ключевые решения:

• учреждаются, реорганизуются и ликвидируются общества;
• увеличивается или уменьшается размер уставного капитала;
• избирается совет директоров;
• принимаются решения о выплате дивидендов и другие стратегические решения.

Акционеров может быть очень много, и регистратор должен предоставить всем возможность проголосовать. Как только у человека появляется такая возможность, его отношение к управлению активом меняется радикально. Технологические инновации способны значительно упростить процесс голосования и правильного подсчета голосов на общих собраниях с участием большого количества людей. Одна из таких инноваций — электронное голосование. С его повсеместным распространением влияние миноритарных акционеров при принятии важных решений общества вырастет.

Это может изменить устоявшиеся бизнес-практики компаний и, как следствие, в удаленной перспективе экономику страны в целом.

Электронное голосование помогает:

• повышать вовлеченность акционеров в корпоративные действия общества, в первую очередь за счет удобной процедуры голосования (в личном кабинете акционер может проголосовать даже со смартфона в любом месте и в удобное время);
• снижать издержки акционеров на участие в собрании, а также эмитентов — на его организацию и проведение.

Цифровая демократия в США

Впервые об электронных голосованиях заговорили еще в 2000 году в США. Там вопросы о форме проведения собраний акционеров решаются в каждом штате отдельно. Первыми проводить собрания в виртуальной форме разрешили власти штата Делавэр, где находится 55% компаний из индекса рейтингового агентства S&P. Речь шла не просто о возможности голосовать онлайн в течение физического собрания (как это происходит сейчас в России). Акционерам позволили проводить собрания полностью в виртуальном пространстве. Одновременно была легализована и гибридная форма, при которой ряд акционеров присутствует на собрании физически, а ряд — онлайн.

Первое собрание с возможностью онлайн-голосования состоялось в США в 2001 году. Его провела публичная ИТ-компания Inforte Corporation. Злые языки говорили, что 97% голосов было подано с помощью факсов. Но все же это можно считать прецедентом.

Другие организации не спешили следовать примеру Inforte. В практику виртуальные собрания более-менее вошли только в 2009 году, когда первое такое собрание провела компания Intel, а за ней потянулись другие игроки ИТ- и телекоммуникационного рынка.

Не обошлось без противостояния. Инвесторы сопротивлялись распространению виртуальных собраний. Многие из них сомневались в их конструктивности. Противники полагали, что виртуальные встречи позволяют компаниям управлять «проблемными» акционерами и избегать неудобных вопросов. Был создан специальный комитет по виртуальным собраниям, который занялся выработкой стандартов их проведения. Это послужило значительным толчком к развитию корпоративного управления в США в целом.

По данным поставщика услуг для коммуникаций с инвесторами Broadridge Financial Solutions, к 2017 году в США было проведено 212 виртуальных собраний акционеров. Более поздней статистики, к сожалению, я не нашел.

Консервативная Европа

Виртуальные собрания проводятся в основном в странах англосаксонской системы — США, Великобритании, Канаде, Новой Зеландии, ЮАР. Так, в Великобритании закон, разрешающий их, был принят в 2006 году. Первой компанией, акционеры которой проголосовали онлайн, стал модный дом Jimmy Choo. Это событие произошло только в 2016 году. А в 2017-м еще две британские компании решили внести в уставы изменения, позволяющие проводить виртуальные собрания акционеров.

В Евросоюзе виртуальные собрания не распространены. В ряде крупных стран, например в Германии, нет законов, разрешающих их проведение. Да и там, где законы приняты, с внедрением инноваций не торопятся. Лидером в этом смысле в Евросоюзе можно назвать Эстонию. Электронное голосование в этой стране действует даже на выборах в государственные органы, в том числе в Европарламент.

Значительных успехов достигла Турция, в которой опыт электронного голосования развивает местный центральный депозитарий. Турецкий регулятор допускает компании в первый котировальный список только при наличии возможности проведения электронных общих собраний акционеров.

Перспективы электронного голосования в России

Закон, разрешающий онлайн-голосования, в России был принят в 2015 году. Первое собрание — оно проходило в заочной форме, но с возможностью электронного голосования — провела компания МТС осенью 2016 года. Дальше все стало развиваться очень быстро. Согласно нашим подсчетам, в третьем квартале 2019 года собрания с помощью электронного голосования провели уже около 170 публичных и непубличных компаний. Из 13 компаний Индекса голубых фишек Московской биржи собрания в такой форме проводят восемь, а из 82 компаний Индекса широкого рынка — 37.

Активность российских эмитентов гораздо выше, чем американских. В США — 4,4 тыс. публичных компаний, в России — всего 250. В процентном соотношении возможность голосовать электронно в США предоставляют 4,8% ПАО, тогда как у нас втрое больше — 14,8%. Хотя возможность развивать эту форму голосования Россия получила значительно позже — через 15 лет после США.

Почему так происходит? По моему мнению, это связано с бурным развитием финтех-услуг в России. Согласно глобальному исследованию EY, в России финтех-сервисами пользуются 82% жителей. Это третий результат после Индии и Китая с их 87%. Более половины, 52%, опрошенных EY экспертов оценили степень развития финтех-рынка в России как высокую и очень высокую.

Прирост голосующих также начался, после того как акционеры в 2018 году начали массово подключаться к личному кабинету акционера удаленно, в частности, через портал «Госуслуги». До этого был нужен личный контакт с регистратором. В 2019 году больше половины (58%) участников собраний, которые мы провели с применением онлайн-голосования, зарегистрировались в личном кабинете удаленно.

Вместе с тем эмитенты с разной активностью используют цифровые сервисы. В одних ПАО на голосующих онлайн может приходиться 70% от уставного капитала, а в других — менее 1–2%. В подавляющем большинстве российских ПАО объем голосов, которые отдаются электронным образом, не превышает 3%.

Причин много. В результате первой приватизации госпредприятий в основном нефтегазового и энергетического секторов пакеты их акций получали широкие слои населения. Многие из этих акционеров — уже пожилые люди, которые не проявляют интереса ни к цифровым инновациям, ни к управлению своими активами в целом. Таких акционеров — физических лиц с мелкими пакетами у ряда предприятий — очень много, иногда до нескольких миллионов.

Среди основных сдерживающих факторов дальнейшего роста уровня проникновения технологии на глобальном рынке можно перечислить:

• ограничения законодательства на территории ряда стран, в соответствии с которыми виртуальные собрания запрещены;
• отсутствие у участников профессионального сообщества ответа на вопрос о том, как обеспечить соблюдение кодекса корпоративного управления и прав акционеров на собраниях нового типа;
• отсутствие наработанной практики проведения онлайн-собраний и судебной практики по применению законодательства, регулирующего права акционеров в ходе электронного голосования;
• сложная процедура утверждения электронного голосования внутри эмитента; в большинстве случаев для этого требуется вносить изменения в устав;
• инертность, недостаточно высокая вовлеченность акционеров в интернет-среду.

Тем не менее востребованность автоматизированных собраний с каждым годом будет только расти параллельно с распространением безбумажного документооборота.

Немаловажно для развития виртуальных голосований и то, что все большую роль на рынке начинают играть относительно новые (часто высокотехнологичные) компании под управлением молодых прогрессивных инвесторов.

Рискну предположить, что в связи с этим можно ждать изменений в регулировании. Скорее всего, в России появятся требования по обеспечению электронного голосования для вхождения организаций в котировальные списки, как это уже сделано в Турции.

Важно, что драйвером для распространения практики электронного голосования на российском рынке станет не регулирование, а созревшая потребность в нем со стороны всех участников корпоративных отношений. Поэтому применять такие технологии станут публичные и непубличные общества.

Как технологии в сфере корпоративного управления будут развиваться в России в ближайшие три-пять лет?

- Центром применения инноваций станет сфера общих собраний акционеров. Очевидной потребности в цифровизации в области раскрытия информации, электронных советов директоров, анализе данных рынков пока не сформировано.
- Прорывных инноваций не будет. Качественные изменения произойдут в первую очередь за счет появления новых инструментов, которые будут органично вписываться в изменяющиеся потребности сферы современного корпоративного управления.
- Вероятны изменения в регулировании, направленные на распространение электронных собраний акционеров. Однако вряд ли они будут жесткими.
- Основным драйвером для быстрого проникновения электронного голосования на российском рынке станет созревшая потребность со стороны участников корпоративных отношений.

РБК, 04.02.2020

Адрес:107076, Москва, ул. Стромынка, д. 18, корп. 5Б

Тел.:+7 (495) 780-73-63, +7 (495) 989-76-50

Факс:+7 (495) 780-73-67

E-mail:info@rrost.ru

Вопросы, отзывы и предложения

© 2023 АО «НРК - Р.О.С.Т.»

Все права защищены.

Карта сайта
Контактная информация