Особенности сделок (операций) с ценными бумагами с участием нерезидентов

06 сентября 2022
«Планируете сделку с участием иностранных лиц или российских юридических лиц, подконтрольных иностранцам - оцените, не попадает ли Ваша сделка под Указы № 81, № 737 или № 520»

Денис Кириченко,  Заместитель Генерального директора по правовым вопросам АО «НРК - Р.О.С.Т.».

Обновлено 09.11.2022 г.

1. Основные положения

  1. Указ Президента РФ от 1 марта 2022 года № 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" (далее – Указ № 81) установил особый порядок исполнения сделок и операций (далее – сделки) с ценными бумагами между резидентами РФ и «лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия» (далее – «недружественные лица»).

    По общему правилу, предусмотренному Указом № 81, сделки с ценными бумагами между резидентами РФ и «недружественными лицами» возможны только с разрешения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее – Правительственная комиссия).

  2. Указ Президента РФ от 15 октября 2022 года № 737 "О некоторых вопросах осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций)" (далее – Указ № 737) установил такой же порядок (необходимость получать разрешение Правительственной комиссии) для сделок с акциями (кроме акций кредитных и некредитных финансовых организаций), которые «недружественные лица» совершают между собой или с «дружественными» иностранцами.

  3. Указ Президента РФ от 5 августа 2022 г. № 520 "О применении специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетической сферах в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций" (далее – Указ № 520) запретил сделки с акциями, которые принадлежат «недружественным лицам», если акционерное общество, выпустившее акции, относится к одной из категорий, перечисленных в Указе № 520.

    Сделки (операции) «недружественных лиц» с акциями акционерных обществ, которые попадают под Указ № 520, могут исполняться только с разрешения Президента РФ.
Если вы планируете сделку с ценными бумагами с участием иностранных лиц или российских юридических лиц, подконтрольных иностранцам, то вам необходимо оценить, не попадает ли Ваша сделка под Указы № 81, № 737 или № 520.

Если Ваша сделка совершается с акциями, то сначала надо установить, не попадает ли АО, выпустившее акции, под Указ № 520. Если попадает, то далее весь раздел 2, а также разделы 3, 4 настоящих разъяснений в части Указов №81 и № 737 можно не читать, они к вашей сделке не относятся.

Если Ваша сделка совершается с акциями, которые не попадают под Указ № 520, или с иными ценными бумагами, пожалуйста, ознакомьтесь с приведенной далее информацией об Указах №81 и № 737.

Перечень акционерных обществ, к акциям которых применяется Указ № 520.

Сравнение Указов №81, №737 и № 520.

Дополнительные документы и информация:

    1. Указ Президента РФ от 5 марта 2022 г. № 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами" (далее – Указ № 95);
    2. Указ Президента РФ от 4 мая 2022 г. № 254 "О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами" (далее – Указ № 254);
    3. Официальное разъяснение Банка России от 18 марта 2022 г. № 2-ОР (далее – Разъяснение № 2-ОР);
    4. Разъяснения в форме «вопрос-ответ» на официальном сайте Банка России в сети Интернет;
    5. Письма Департамента инфраструктуры финансового рынка Банка России от 21 октября 2022 г. № 34-1-5/2146, от 31 октября 2022 г. №34-1-5/2185.

2. Применение Указов №81 и № 737;

2.1. В каких случаях на сделку с ценными бумагами требуется разрешение Правительственной комиссии?

Если:
  1. (i) одной из сторон сделки является резидент РФ;
  2. (ii) другой стороной сделки является «лицо иностранных государств, совершающих недружественные действия»; и
  3. (iii)операция направлена на приобретение или отчуждение ценных бумаг резидентом РФ;
то сделка, вероятно, требует разрешения Правительственной комиссии по Указу № 81.

Если:
  1. (i) одной из сторон сделки является «лицо иностранных государств, совершающих недружественные действия»;
  2. (ii) другой стороной сделки является «лицо иностранных государств, совершающих недружественные действия» или «дружественное» иностранное лицо; и
  3. (iii) сделка влечет установление, изменение, или прекращение прав владения, пользования и (или) распоряжения акциями;
то сделка, вероятно, требует разрешения Правительственной комиссии по Указу № 737.

2.2. Как понять, кто – резидент, а кто – «недружественное лицо»?

Резиденты РФ определяются в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (валютные резиденты).
  1. Гражданин РФ признается резидентом РФ, даже если имеет иное (второе) гражданство.
  2. Международные компании, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах", для целей Указа №81 признаются резидентами РФ, хотя и являются валютными нерезидентами.
  3. «Лица иностранных государств, совершающих недружественные действия»(«недружественные лица») – это «иностранные лица, связанные с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), и  лица, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности» (пункт 1 Указа № 81).
  4. Определение «недружественных лиц» в Указе № 737 аналогичное.
  5. Список иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия (далее – «недружественные государства»), утвержден распоряжением Правительства РФ от 5 марта 2022 г. №430-р.
  6. В том числе к «недружественным государствам» отнесены все государства Евросоюза, США, Великобритания, Швейцария.
Наиболее очевидный (но не единственный) критерий связи с «недружественным государством»:
  1. для физического лица – гражданство (граждане «недружественных» государств, не имеющие российского гражданства, признаются «недружественными лицами»);
  2. для юридического лица - место регистрации.
Для юридического лица также имеет значение вопрос контроля.

Если юридическое лицо зарегистрировано в РФ или «дружественном» иностранном государстве, но его контролирующие акционеры/участники (конечные бенефициары) – из «недружественных» государств, то такое юридическое лицо тоже будет признано «недружественным».

Признаки контроля определяются в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. №57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"(пункт 1.1. Разъяснения № 2-ОР).

Для большинства юридических лиц определение контроля не вызывает затруднений, но могут быть нюансы, поэтому каждую ситуацию надо рассматривать индивидуально.

2.3. Когда разрешение Правительственной комиссии не требуется?

2.3.1. Сделки, стороной которых является Банк России и государственные органы РФ

2.3.2. Сделки с «дружественными» нерезидентами

Не требуют разрешения Правительственной комиссии:
    1. сделки между резидентами РФ и нерезидентами из «дружественных» государств (т.е. государств, не включенных в распоряжение Правительства РФ от 5 марта 2022 г. № 430-р);
    2. сделки «дружественных» нерезидентов между собой;
при условии, что ни одна из сторон сделки не находится под контролем «недружественных лиц».

Но: если «дружественный» нерезидент приобрел ценные бумаги после 22 февраля 2022 года у «недружественного лица», то далее такой приобретатель совершает сделки с резидентами РФ, как если бы он сам был «недружественным», т.е. на сделку необходимо разрешение Правительственной комиссии (подпункт в) пункта 1 Указа №81).

Это ограничение было введено, чтобы «дружественные» нерезиденты не использовались в качестве промежуточного звена при совершении сделок (операций) между резидентами и «недружественными лицами» в обход Указа №81.

2.3.3. Сделки с контролируемыми иностранными компаниями.

Согласно пункту 12 Указа №95 не являются «недружественными» лица, которые одновременно отвечают следующим требованиям:
      1. они находятся под контролем российских юридических лиц или физических лиц (конечными бенефициарами являются РФ, российские юридические лица или физические лица), в том числе в случае, если этот контроль осуществляется через иностранные юридические лица;
      2. информация о таком контроле раскрыта российским налоговым органам в соответствии с законодательством РФ.
      3. В части требования о раскрытии контроля налоговым органам Банк России предлагает «исходить из факта наличия у налогового органа информации о контроле, которая была представлена контролирующим лицом в порядке, предусмотренном статьей 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации» (вопрос-ответ №7 на сайте Банка России).
Статья 25.14 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) предусматривает два вида уведомлений:
      1. уведомление об участии в иностранных организациях (далее – уведомление об участии);
      2. уведомление о контролируемых иностранных компаниях (далее – уведомление КИК).
Оба этих вида уведомлений могут быть поданы только налоговыми резидентами РФ.
Таким образом, с практической точки зрения, в пункте 12 Указа № 95 речь идет об иностранных юридических лицах, контролируемых гражданами РФ, которые являются налоговыми резидентами РФ.

Для подтверждения, что иностранное юридическое лицо соответствует пункту 12 Указа № 95, регистратору должно быть предоставлено последнее по дате уведомление об участии или уведомление КИК, с доказательствами его предоставления в российские налоговые органы согласно статье 25.14 НК РФ.

Сведения, указанные в уведомлении, должны соответствовать сведениям о бенефициарных владельцах юридического лица в анкете и прочих документах, которые были предоставлены регистратору в связи с ведением реестра владельцев ценных бумаг.

Доказательствами, что уведомление КИК или уведомление об участии было действительно предоставлено в российские налоговые органы, могут быть:
      1. квитанция о приеме электронного документа (при представлении документа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика);
      2. отметка о принятии документа (при представлении документа на бумажном носителе непосредственно в налоговые органы);
      3. почтовая квитанция с описью вложения с отметкой органа почтовой связи (при направлении документа по почте);
      4. письмо-подтверждение от налогового органа по форме, приложенной к письму ФНС России от 30 сентября 2022 г. N ШЮ-4-13/13043@.
Но: если иностранное юридическое лицо, которое соответствует требованиям пункта 12 Указа №95, приобрело ценные бумаги после 22 февраля 2022 года у «недружественного лица», далее такой приобретатель совершает сделки с резидентами РФ, как если бы он сам являлся «недружественным», т.е. с разрешения Правительственной комиссии (подпункт в) пункта 1 Указа №81).

2.3.4. Сделки с юридическими лицами, которые находятся под контролем «дружественных» нерезидентов.

Согласно пункту 4 Указа №254 не являются «недружественными» лица, которые находятся под контролем:
      1. «дружественных» нерезидентов («юридических лиц или физических лиц, личным законом которых является право иностранного государства, не относящегося к иностранным государствам, совершающим недружественные действия»); или
      2. «дружественных» иностранных государств («иностранного государства, не относящегося к иностранным государствам, совершающим недружественные действия»);
при условии, что такой контроль установлен до 1 марта 2022г.

Но: если такое лицо приобрело ценные бумаги после 22 февраля 2022 года у «недружественного лица», то далее такой приобретатель совершает сделки с резидентами РФ, как если бы он сам являлся «недружественным», т.е. с разрешения Правительственной комиссии (подпункт в) пункта 1 Указа №81).

Пример: иностранное юридическое лицо зарегистрировано на Кипре, однако его конечным бенефициаром является (и являлся до 1 марта 2022г.) гражданин Республики Казахстан. Такое юридическое лицо может совершать сделки с ценными бумагами (кроме ценных бумаг, приобретенных у «недружественных лиц» после 22 февраля 2022г.) с резидентами РФ, без ограничений, установленных Указом №81, потому что его бенефициар – гражданин «дружественного» государства.

2.3.5 «Безденежные» сделки (операции), перечисленные в пункте 1.5 Разъяснения № 2-ОР.

Разрешение Правительственной комиссии по Указу № 81 не требуется для следующих сделок (операций), если они не сопровождаются переводом денежных средств (переходом прав на денежные средства):
      1. операций, совершаемых при конвертации депозитарных расписок на акции российского эмитента в акции российского эмитента, при условии, что в результате данной конвертации акции российского эмитента будут зачислены на счет депо, открытый владельцу указанных депозитарных расписок;
      2. операций, совершаемых в связи с передачей ценных бумаг лицом иностранных государств, совершающих недружественные действия, которое владело указанными ценными бумагами и осуществляло все связанные с этим действия в интересах лица, которому они передаются (например, возврат ценных бумаг из траста или от брокера, являвшегося титульным собственником);
      3. операций по переводу ценных бумаг без перехода прав на указанные ценные бумаги;
      4. операций, совершаемых помимо воли лица, осуществляющего права по ценным бумагам (исполнение судебных решений, проведение лицом, обязанным по ценным бумагам, их конвертации и так далее);
      5. операций по списанию ценных бумаг со счета депо номинального держателя и их зачислению на другой счет депо номинального держателя.
Но: послабления в части «операций, совершаемых помимо воли» не применяются к следующим операциям, которые требуют разрешения Правительственной комиссии, если совершаются с участием «недружественных лиц»:
      1. принудительный выкуп в соответствии со статьей 84.8 Федерального закона «Об акционерных обществах» (письмо Департамента инфраструктуры финансового рынка Банка России от 21.10.2022г. № 34-1-5/2146, ответ на вопрос 1);
      2. обращение взыскания на заложенные ценные бумаги во внесудебном порядке, если владелец ценных бумаг (залогодатель) согласился на внесудебный порядок взыскания в договоре или ином соглашении (там же, ответ на вопросы 2 и 3);
      3. переход прав на ценные бумаги в связи с реорганизацией юридического лица – владельца ценных бумаг (там же, ответ на вопрос 4).
      4. Обмен акции на доли в ООО в случае реорганизации АО – эмитента акций в форме преобразования в ООО является «операцией, совершаемой помимо воли», и допускается без разрешения Правительственной комиссии (там же, ответ на вопрос 6).
Важно: на данный момент непонятно, можно ли применять пункт 1.5 Разъяснения № 2-ОР к сделкам, которые требуют разрешения Правительственной комиссии не по Указу № 81, а по Указу № 737 (буквально в тексте пункта 1.5 Разъяснения № 2-ОР упоминается только Указ № 81).

2.3.6. Приобретение нерезидентами дополнительных акций и облигаций российских эмитентов (при определенных условиях).

В соответствии с подпунктами д), е) пункта 5 Указа №254, разрешение Правительственной комиссии не требуется для приобретения иностранными лицами дополнительных акций (т.е. акций, размещаемых при увеличении уставного капитала АО) и облигаций российских юридических лиц, если:
      1. одновременно соблюдаются два условия: (i) «недружественное» иностранное лицо, приобретающее дополнительные акции или облигации, уже (до такого приобретения) имеет более 50% голосов в российском юридическом лице – эмитенте акций или облигаций; и (ii) оплата дополнительных акций, облигаций производится в рублях (важно: оплата должна быть именно «живыми» деньгами, зачет денежных требований к эмитенту в этом случае не допускается) или;
      2. «недружественные» иностранные лица, приобретающие дополнительные акции, получат право прямо или косвенно распоряжаться не более чем 25% уставного капитала АО (форма оплаты акций в этом случае не имеет значения).
Важно: к размещению акций при учреждении АО эти послабления не применяются (письмо Департамента инфраструктуры финансового рынка Банка России от 21.10.2022г. № 34-1-5/2146, ответ на вопрос 9).

2.3.7. Наследование

«Учитывая особую социальную функцию института наследования…, Указ № 81 не распространяется на права наследников на получение причитающегося им наследства» (письмо Департамента инфраструктуры финансового рынка Банка России от 21.10.2022 г. № 34-1-5/2146, ответ на вопрос 7).

2.3.8. Сделки, на которые Правительственная комиссия дала общее разрешение

2.3.9. Сделки «недружественных лиц» с акциями финансовых организаций, совершаемые без участия резидентов РФ (в некоторых случаях)

При буквальном прочтении Указа № 737, сделки «недружественных лиц» с акциями, совершаемые без участия резидентов РФ, не требуют разрешения Правительственной комиссии, если:
      1. сделка совершается с не «более чем одним процентом акций, долей (вкладов), составляющих уставный капитал российских кредитной организации, страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, микрофинансовой компании либо управляющей компании акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда» (пункт 1 Указа № 737); или
      2. сделка совершается с акциями некредитных финансовых организаций, не указанных в пункте 1 Указа № 737 (см. пункт 5 Указа № 737).

2.3.10. Договор эскроу между резидентом РФ и «недружественным лицом», предусматривающий переход права собственности на ценные бумаги в случае прекращения ограничений, установленных Указом № 81.

Возможность заключения таких сделок без разрешения Правительственной комиссии следует из письма Департамента инфраструктуры финансового рынка Банка России от 31 октября 2022 г. №34-1-5/2185 (ответ на вопрос 2).

2.3.11. Сделки (операции) с ценными бумагами за пределами РФ.

Согласно пункту 1.11 Разъяснения №2-ОР, разрешение Правительственной комиссии на сделку с ценными бумагами не требуется при одновременном выполнении следующих условий:
      1. ценные бумаги хранятся у иностранного депозитария, иностранного банка, иной организации финансового рынка, расположенных за пределами РФ, предполагающих (осуществляющих) учет прав на ценные бумаги, их хранение за пределами территории Российской Федерации; и
      2. расчеты по сделкам (операциям) с такими ценными бумагами осуществляются по счетам (вкладам) открытым резидентам в иностранных банках, иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами РФ, информация о которых раскрыта резидентами налоговым органам РФ в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Важно: на данный момент непонятно, можно ли применять пункт 1.11 Разъяснения № 2-ОР к сделкам, которые требуют разрешения Правительственной комиссии не по Указу № 81, а по Указу № 737 (буквально в тексте пункта 1.11 Разъяснения № 2-ОР упоминается только Указ № 81).

2.4. Как получить разрешение Правительственной комиссии?

Правила выдачи Правительственной комиссией разрешений утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2022г. №295.
 
Обращаться за получением разрешения надо через Минфин России.
 
Заявление на получение разрешения может быть подано «на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронных документов, подписанных с использованием электронной цифровой подписи».
 
Контактные данные для подачи заявления, дополнительные материалы от Минфина России по вопросу получения таких разрешений размещены здесь: https://minfin.gov.ru/ru/permission/79-81/

3. Залог ценных бумаг

3.1. По Указу№ 81

Указ №81 ограничивает «сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги».

Сделки по передаче ценных бумаг в залог, совершаемые между резидентами РФ и «недружественными лицами», не требуют разрешения Правительственной комиссии по Указу № 81, т.к. залог ценных бумаг еще не означает смену собственника ценных бумаг.

Но:
разрешение Правительственной комиссии потребуется в случае внесудебного обращения взыскания на заложенные ценные бумаги, если право собственности на ценные бумаги переходит от резидента РФ к «недружественному лицу», или наоборот (письмо Департамента инфраструктуры финансового рынка Банка России от 21.10.2022г. № 34-1-5/2146, ответ на вопросы 2 и 3).

3.2. По Указу № 737

Указ № 737 ограничивает «сделки (операции), влекущие за собой прямо и (или) косвенно установление, изменение или прекращение прав владения, пользования и (или) распоряжения акциями».

Передачу акций в залог можно понимать как «изменение» прав владения, пользования и распоряжения заложенными акциями, поскольку собственник (залогодатель) акций ограничивается в свободном распоряжении заложенными акциями.

Если договор залога акций заключается между «недружественным лицом», с одной стороны, и «недружественным лицом» или «дружественным» нерезидентом с другой стороны, то не исключена точка зрения, что передача акций в залог в таком случае требует разрешения Правительственной комиссии.

3.3. По Указу № 520

Указ № 520 запрещает «совершение сделок (операций), влекущих за собой прямо и (или) косвенно установление, изменение, прекращение или обременение прав владения, пользования и (или) распоряжения ценными бумагами российских юридических лиц», при условии, что данные ценные бумаги принадлежат недружественным лицам.
Если речь идет об акциях акционерных обществ, которые попадают под действие Указа № 520, и такие акции принадлежат «недружественным лицам», то передача акций в залог и обращение взыскания на заложенные акции без специального разрешения Президента РФ запрещаются.

4. Передача ценных бумаг в доверительное управление

4.1. По Указу № 81

Указ №81 ограничивает «сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги».

Передача ценных бумаг в доверительное управление сама по себе не влечет возникновение или переход права собственности на ценные бумаги к доверительному управляющем.
Следовательно, сделки (операции) по передаче ценных бумаг в доверительное управление, совершаемые между резидентами РФ и «недружественными лицами», не требуют разрешения Правительственной комиссии.

Но:
такая возможность не должна использоваться для целей обхода ограничений, установленных Указом №81, иначе есть риск признания сделки по передаче ценных бумаг в доверительное управление недействительной.

4.2. По Указу № 737

Указ № 737 ограничивает «сделки (операции), влекущие за собой прямо и (или) косвенно установление, изменение или прекращение прав владения, пользования и (или) распоряжения акциями».

Доверительное управление может рассматриваться как изменение прав владения, пользования и распоряжения ценными бумагами, поскольку появляется новое лицо, которое осуществляет права собственника ценных бумаг, - доверительный управляющий.

По мнению АО «НРК – Р.О.С.Т.», если договор доверительного управления акциями заключается между «недружественным лицом», с одной стороны, и «недружественным лицом» или «дружественным» нерезидентом с другой стороны, то такая сделка требует разрешения Правительственной комиссии.

4.3. По Указу № 520

Указ №520 запрещает «совершение сделок (операций), влекущих за собой прямо и (или) косвенно установление, изменение, прекращение или обременение прав владения, пользования и (или) распоряжения ценными бумагами российских юридических лиц», при условии, что данные ценные бумаги принадлежат недружественным лицам.

Доверительное управление может рассматриваться как изменение прав владения, пользования и распоряжения ценными бумагами, поскольку появляется новое лицо, которое осуществляет права собственника ценных бумаг, - доверительный управляющий.

По мнению АО «НРК – Р.О.С.Т.», если речь идет об акциях акционерных обществ, которые попадают под действие Указа № 520, и такие акции принадлежат «недружественным лицам», то передача акций в доверительное управление без специального разрешения Президента РФ запрещается.

Операции, на которые Указы № 81, № 520 и № 737 не распространяются

Это операции (действия), которые явно не связаны с возникновением, изменением, прекращением или переходом прав на ценные бумаги.
Например, всем лицам, зарегистрированным в реестре владельцев ценных бумаг, в обычном порядке доступны следующие операции:
      1. изменение анкетных данных по лицевому счету;
      2. предоставление информации из реестра.
Особенности операций с ценными бумагами по счетам депо

Ограничения и запреты по Указам № 81, № 520 и № 737 одинаково применяются к сделкам (операциям) с ценными бумагами как в реестре владельцев ценных бумаг, так и в депозитарии.
Но если операция совершается в депозитарии, то дополнительно необходимо проверить соответствие операции режиму счетов депо типа «С», установленному решением Совета директоров Банка России от 24 июня 2022г.

Счетами типа «С» являются все счета депо, открытые нерезидентам, кроме:
      1. нерезидентов, которые не являются «иностранными кредиторами» в понимании пункта 1 Указа № 95 (т.е. не являются «иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства»);
      2. нерезидентов, которые соответствуют требованиям пункта 12 Указа № 95 (т.е. контролируемые иностранные компании и прочие иностранные юридические лица, конечными бенефициарами которых являются российские лица, если информация об этом была раскрыта налоговым органам РФ).
Также счетами депо типа «С» являются любые счета депо иностранного номинального держателя, открытые иностранным депозитариям, кроме депозитариев Республики Беларусь.

Зачисление/списание ценных бумаг по счетам депо типа «С» возможно только в случаях, указанных в пункте 1.2 решения Совета директоров Банка России от 24 июня 2022г.

По общему правилу, зачисление/списание ценных бумаг по счету депо типа «С» допускается только в корреспонденции с другим счетом депо типа «С» в том же или ином российском депозитарии.

Тем самым в российской депозитарной системе операции с ценными бумагами, принадлежащими «недружественным» нерезидентам, изолируется от остального рынка ценных бумаг.

Исключения:
      1. списание/зачисление в связи с корпоративными действиями;
      2. списание в связи с погашением ценных бумаг;
      3. списание в связи с обращением взыскания на ценные бумаги;
      4. списание со счета депо депозитарных программ типа «С» в связи с погашением или прекращением обращения иностранных депозитарных расписок, удостоверяющих права в отношении российских акций;
      5. списание в связи с выводом ценных бумаг в реестр без смены собственника;
      6. иные случаи, указанные в п. 1.2 решения Совета директоров Банка России от 24 июня 2022г.
Дополнительные ограничения могут вводиться предписаниями Банка России о приостановлении операций, которые направляются депозитариям и не обязательно публикуются для всеобщего сведения.

Пожалуйста, обратите внимание:
    1. Мнения и выводы, изложенные в этом тексте, основаны на информации, имеющейся у Регистратора на дату обновления (см. выше). Они могут не совпадать с мнениями и выводами регулирующих, судебных и иных органов власти и должностных лиц.
    2. Содержание действующих правовых актов и разъяснений приведено в сокращенном виде и не является точным цитированием, если прямо не указано иное.
    3. Каждая сделка (операция) с ценными бумагами индивидуальна. Для принятия решений, влекущих юридические и финансовые последствия, необходимо консультироваться со специалистами, которым известны обстоятельства конкретной сделки (операции).

Адрес:107076, Москва, ул. Стромынка, д. 18, корп. 5Б

Тел.:+7 (495) 780-73-63, +7 (495) 989-76-50

Факс:+7 (495) 780-73-67

E-mail:info@rrost.ru

Вопросы, отзывы и предложения

© 2023 АО «НРК - Р.О.С.Т.»

Все права защищены.

Карта сайта
Контактная информация