Закон о цифровых финансовых активах и цифровой валюте вступил в силу. Расплачиваться цифровой валютой нельзя, но обратить на нее взыскание – можно

В январе 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон №259-ФЗ).

*Впервые о данном законопроекте мы сообщали здесь.

Закон № 259-ФЗ регулирует два вида активов: 

  1. цифровая валюта;
  2. цифровые финансовые активы.

Что относится к цифровым финансовым активам?

Цифровые финансовые активы (ЦФА) – это цифровые права, которые могут включать:

  1. денежные требования;
  2. возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам;
  3. права участия в капитале непубличного акционерного общества;
  4. право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг.

В отличие от цифровой валюты, у ЦФА есть конкретное лицо, которое выпустило ЦФА и обязано выполнить требования, закрепленные ЦФА, по обращению любого обладателя ЦФА.

ЦФА могут комбинироваться вместе с т.н. «утилитарными цифровыми правами», удостоверяющими требования на нефинансовые активы (вещи, интеллектуальную собственность или работы (услуги))[1]. Выпускать ЦФА могут только юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Для выпуска ЦФА необходимо принять и разместить в сети Интернет решение о выпуске ЦФА, в котором указываются сведения о лице, выпускающем ЦФА, вид и объем прав, закрепленных ЦФА Выпуск, учет и обращение ЦФА возможны только путем внесения записей в информационную систему, определенную решением о выпуске ЦФА. Оператором такой информационной системы может быть только российское юридическое лицо.

Кто может быть обладателем цифровых финансовых активов?

Обладателем ЦФА признается лицо, которое: 

  1. включено в реестр пользователей информационной системы, где учитываются ЦФА; и
  2. обладает уникальным кодом, который позволяет получать информацию о ЦФА, принадлежащих данному лицу, и распоряжаться ими.

Однако уникальный код – это не единственный «ключ» к ЦФА. Утрата кода или отказ обладателя ЦФА передать код не означают, что доступ к ЦФА невозможен.

Оператор информационной системы обязан восстанавливать доступ к ЦФА по требованию обладателя ЦФА, утратившего доступ (например, потерявшего код), а также предоставлять информацию о ЦФА по требованию уполномоченных органов и вносить записи о передаче ЦФА на основании свидетельств о праве на наследство, судебных решений, постановлений судебных приставов и других подобных документов.

Сделки с ЦФА должны совершаться через оператора обмена ЦФА, которым может быть сам оператор информационной системы или отдельное юридическое лицо.

Полномочия Банка России.

Банк России будет вести реестр операторов информационных систем, в которых выпускаются ЦФА, реестр операторов обмена ЦФА и надзирать за их деятельностью.

Кроме того, Банк России может ограничивать или запрещать приобретение определенных категорий ЦФА физическими лицами, не являющимися квалифицированными инвесторами. ЦФА на акции.

ЦФА на акции, в зависимости от того, что указано в решении о выпуске таких ЦФА, могут: 

  1. удостоверять право требовать передачи акций;
  2. удостоверять возможность осуществлять права по акциям;
  3. сами являться акциями (далее – «цифровые акции»). 

Решение о выпуске ЦФА на акции должно быть адресовано определенному кругу лиц (аналог закрытой подписки). Выпуск ЦФА на акции публичных АО запрещен.

Если ЦФА удостоверяют возможность осуществления прав по акциям, то такие акции должны учитываться в реестре акционеров или депозитарии на «лицевом счете (счете депо) цифровых финансовых активов» (далее – счет ЦФА), который открывается лицу, выпустившему ЦФА.

Выпуск «цифровых акций» (т.е. акций, которые сами являются ЦФА и в ином виде не существуют) должен быть предусмотрен уставом непубличного АО (далее – «цифровое АО») при учреждении.

Цифровое АО не вправе: 

  1. выпускать акции в ином виде, чем ЦФА;
  2. реорганизовываться с участием «обычных» АО, акции которых выпущены не в виде ЦФА;
  3. вносить в устав изменения, в результате которых АО становится публичным или «превращается» в «обычное» АО. 

Непубличное АО, которое было учреждено как «обычное», не вправе стать цифровым.

Оператором информационной системы, в которой выпущены цифровые акции, может быть только лицо, имеющее лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Этот же оператор регистрирует выпуски цифровых акций.

Цифровая валюта – что это?

Цифровая валюта – это совокупность электронных данных, содержащихся в информационной системе, которые «предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа … и (или) в качестве инвестиций», но при этом не являются денежной единицей РФ, иностранного государства или международной денежной/расчетной единицей.

Биткойн и иные электронные данные, подобные биткойну, с точки зрения Закона №259-ФЗ относятся к цифровой валюте.

Хотя Закон №259-ФЗ определяет цифровую валюту как нечто, что предлагается или может быть принято «в качестве средства платежа», этот же закон запрещает принимать цифровую валюту как средство платежа за товары, работы, услуги в пределах российской юрисдикции.

В соответствии со статьей 14 Закона №259-ФЗ российские юридические лица, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения иностранных и международных структур, созданные на территории РФ, а также физические лица, находящиеся в РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев (далее – российские лица), «не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг)».

Какие сделки все-таки разрешены с цифровой валютой?

Примеры сделок с цифровой валютой, которые не указаны в Законе №259-ФЗ как запрещенные и, если следовать принципу «что не запрещено, то разрешено», являются законными для российских лиц: 

  1. передача цифровой валюты другому лицу за деньги или безвозмездно,
  2. обмен на другие активы, которые не являются товарами, работами или услугами (например, на другую цифровую валюту);
  3. предоставление в качестве обеспечения обязательств;
  4. оплата товаров, работ, услуг иностранным лицам, на которых статья 14 Закона №259-ФЗ не распространяется.

Конкретный или примерный перечень разрешенных сделок с цифровой валютой Законом №259-ФЗ не установлен.

Нужно ли подавать налоговую декларацию о факте владения цифровой валютой и как может быть организована судебная защита держателей цифровой валюты?

Требования российских лиц, связанные с обладанием цифровой валютой, «подлежат судебной защите только при условии информирования ими о фактах обладания цифровой валютой и совершения гражданско-правовых сделок и (или) операций с цифровой валютой» в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.

Вероятно, речь идет о том, что лицо, которое скрыло цифровую валюту от налогообложения и не указало ее в налоговой отчетности, будет лишено судебной защиты, и требования такого лица, связанные с цифровой валютой, не будут рассматриваться российскими судами по существу.

Цифровая валюта признается имуществом в целях Федеральных законов "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", «О несостоятельности (банкротстве)», «Об исполнительном производстве» и «О противодействии коррупции». Например, в случае банкротства или возбуждения исполнительного производства цифровая валюта, принадлежащая должнику, должна быть включена в состав имущества, за счет которого формируется конкурсная масса и погашаются долги.

Вопрос о практической реализации этих законодательных нововведений (в частности, как заставить налогоплательщика или должника предоставить информацию о принадлежащей ему цифровой валюте налоговым органам и кредиторам) остается открытым.

Налогообложение  цифровых валют и цифровых финансовых активов

В Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (номер законопроекта - 1065710-7), который:

  1. предлагает признать цифровую валюту имуществом в целях Налогового кодекса РФ;
  2. предусматривает право налоговых органов истребовать у банков выписки по счетам физических лиц, которые использовались в связи с проведением операций с цифровой валютой, при установлении признаков, указывающих на возможное нарушение налогового законодательства;
  3. вводит обязанность для российских граждан и юридических лиц, а также иных лиц и структур в пределах российской юрисдикции**, «имеющих право распоряжаться цифровой валютой, учитываемой на кошельках», сообщать в налоговые органы , если сумма поступлений или списаний цифровой валюты за календарный год превышает сумму, эквивалентную 600 тысячам рублей. 

** распространяется на физических лиц-граждан Российской Федерации, а также постоянно проживающих в Российской Федерации на основании вида на жительство иностранных граждан и лиц без гражданства, российских организаций, филиалов и представительств юридических лиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, и международных организаций, созданных на территории Российской Федерации 

  1. устанавливает налоговую ответственность за неправомерное непредставление, (несвоевременное представление или представление отчета об операциях (гражданско-правовых сделках) с цифровой валютой и об остатках указанной цифровой валюты, содержащего недостоверные сведения.

[1] Выпуск утилитарных цифровых прав регулируется Федеральным законом от 02.08.2019 N 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Адрес:107076, Москва, ул. Стромынка, д. 18, корп. 5Б

Тел.:+7 (495) 780-73-63, +7 (495) 989-76-50

Факс:+7 (495) 780-73-67

E-mail:info@rrost.ru

Вопросы, отзывы и предложения

© 2020 АО «НРК - Р.О.С.Т.»

Все права защищены.

Карта сайта
Контактная информация