НОВОСТИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ |
Внесены поправки в Федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Опубликован Федеральный закон от 03.08.2018 № 310-ФЗ (далее – Закон № 310-ФЗ), который вносит изменения в Федеральный закон от 27.07.2010 №224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон о противодействии инсайду, Закон).
Напомним, что Закон о противодействии инсайду устанавливает требования и ограничения к совершению сделок с ценными бумагами, другими финансовыми инструментами, иностранной валютой и товарами, которые допущены к организованным (биржевым) торгам в России или в отношении которых подана заявка на допуск к таким торгам. Цель Закона о противодействии инсайду – не допустить злоупотреблений при совершении сделок.
На акционерные общества, ценные бумаги которых не допущены к организованным торгам, Закон о противодействии инсайду, как правило, не распространяется.
Основные изменения, внесенные в Закон о противодействии инсайду, вступают в силу с 01 мая 2019 года и состоят в следующем:
- изменяется перечень лиц, признаваемых инсайдерами;
- к инсайдерской информации будет относиться не только информация, утвержденная нормативным Банком России, но и другая информация, которая является инсайдерской для конкретного юридического лица с учетом особенностей его деятельности;
- инсайдеры – юридические лица будут обязаны утвердить дополнительные внутренние документы для исполнения Закона;
- инсайдеры будут обязаны предоставлять информацию о совершенных ими операциях только по запросу;
- вводятся дополнительные требования к порядку предоставления инсайдерской информации на основании договора;
- Банк России будет проверять соблюдение Закона физическими и юридическими лицами, которые не являются кредитными или некредитными финансовыми организациями, по особым правилам;
- Правительство РФ получит право определять случаи, когда инсайдерская информация не раскрывается или раскрывается не полностью.
Далее – более подробно об этих изменениях.
1. Изменяется перечень лиц, признаваемых инсайдерами.
Из перечня инсайдеров будут исключены хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара.
В перечень инсайдеров будут включены:
- публично-правовые компании[1],
- лица, которые имеют доступ к информации о подготовке или направлении уведомления о праве требовать выкупа ценных бумаг (статья 84.7 Закона об АО) или требования о выкупе ценных бумаг (статья 84.8 Закона об АО).
2. К инсайдерской информации будет относиться не только информация, утвержденная нормативным Банком России, но и другая информация, которая является инсайдерской для конкретного юридического лица с учетом особенностей его деятельности.
Закон предусматривает обязанность составить собственные перечни инсайдерской информации для следующих категорий инсайдеров:
- эмитенты и управляющие компании;
- организаторы торговли, клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами;
- информационные и рейтинговые агентства.
Поправки, внесенные в Закон, предусматривают, что перечни инсайдерской информации таких лиц будут включать не только информацию, утвержденную нормативным актом Банка России, но и другую информацию, которая является инсайдерской для конкретного юридического лица "с учетом особенностей" его деятельности (часть 1 статьи 3 Закона в новой редакции).
При этом оговаривается, что эмитенты, их должностные лица и работники не несут ответственность "за отсутствие в собственных перечнях … информации, не включенной в перечень инсайдерской информации эмитентов, утвержденный нормативным актом Банка России" (новая часть 2.1. статьи 7 Закона).
3. Инсайдеры – юридические лица будут обязаны утвердить дополнительные внутренние документы для исполнения Закона.
Поправки, внесенные в Закон, обязывают всех инсайдеров – юридических лиц (кроме органов власти и иных публичных субъектов, перечисленных в пункте 9 статьи 4 Закона):
- разработать правила внутреннего контроля по предотвращению, выявлению и пресечению неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком, и обеспечить их выполнение;
- определить на уровне совета директоров "условия совершения операций с финансовыми инструментами" для членов совета директоров, исполнительных органов, ревизионной комиссии, физических лиц, имеющих доступ к инсайдерской информации на основании трудовых и гражданско-правовых договоров, а также "связанных с ними лиц".
Однако поправки в Закон не уточняют, кто именно признается "связанными лицами" и как юридическое лицо может обеспечить соблюдение "условий совершения операций" такими связанными лицами, если они не являются членами органов управления, работниками, контрагентами данного юридического лица и вообще не состоят в каких-либо отношениях с ним.
Структурное подразделение (должностное лицо) юридического лица, которое контролирует соблюдение Закона о противодействии инсайду, будет подотчетно единоличному исполнительному органу, (а не совету директоров, как предусмотрено редакцией Закона до внесения поправок).
4. Инсайдеры будут обязаны предоставлять информацию о совершенных ими операциях только по запросу.
Действующая редакция Закона предусматривает, что лица, включенные в список инсайдеров эмитентов, управляющих компаний и других организаций, перечисленных в статье 10 Закона, обязаны уведомлять эти организации об определенных операциях с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами.
Например, члены совета директоров, исполнительных органов, ревизионной комиссии и работники акционерного общества, акции которого допущены к организованным торгам, обязаны уведомлять это общество о совершенных операциях с его акциями в течение 10 рабочих дней после совершения операции[2].
После вступления в силу поправок все лица, включенные в список инсайдеров организаций, перечисленных в статье 10 Закона, будут обязаны направлять информацию о своих операциях только по запросу организации, которая включила лицо в список своих инсайдеров. Обязанность "автоматического" уведомления (без запроса) полностью отменяется.
5. Вводятся дополнительные требования к порядку предоставления инсайдерской информации на основании договора.
При заключении договора с юридическим лицом, получающим доступ к инсайдерской информации на основании заключаемого договора (например, аудитором, оценщиком, банком), такое лицо "должно быть проинформировано о требованиях настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных актах Банка России и об ответственности за неправомерное использование инсайдерской информации, а также о том, что оно будет включено в список инсайдеров".
Инсайдерская информация может быть передана юридическому лицу на основании договора только после включения этого лица в список инсайдеров.
Таким образом, заключение договора (даже если этот договор включает необходимые оговорки о конфиденциальности) само по себе, без включения лица в список инсайдеров, не будет законным основанием для передачи инсайдерской информации юридическому лицу, с которым заключен договор.
6. Банк России будет проверять соблюдение Закона физическими и юридическими лицами, которые не являются кредитными или некредитными финансовыми организациями, по особым правилам.
Поправки подтверждают право Банка России проверять любых физических и юридических лиц на предмет соблюдения ими Закона о противодействии инсайду.
Вместе с тем, если проверяемое лицо не является кредитной или некредитной финансовой организацией, то проверка Банка России в отношении такого лица проводится по особым правилам (статьи 14.1 – 14.3 Закона в новой редакции). В том числе:
- решение Председателя Банка России или его заместителя о проведении проверки должно содержать "перечень лиц, территории, помещения, документы и предметы которых необходимо осмотреть в ходе проверки";
- доступ служащих (работников) Банка России, проводящих проверку, на территории, в помещения проверяемого лица, осмотр ими территорий, документов и предметов проверяемого лица возможны только при предъявлении ими "задания на проведение такого осмотра", подписанного Председателем Банка России или его заместителем;
- осмотр территорий, помещений, документов и предметов проверяемого физического лица возможен только с его согласия; отказ физического лица предоставить такое согласие не признается "воспрепятствованием" (т.е. не влечет ответственность за воспрепятствование проверки).
7. Правительство РФ получит право определять случаи, когда инсайдерская информация не раскрывается или раскрывается не полностью.
В соответствии с новой редакцией части 1 статьи 8 Закона Правительство РФ вправе "определить случаи, в которых инсайдерская информация не подлежит раскрытию или предоставлению и (или) подлежит раскрытию или предоставлению в ограниченных составе и (или) объеме".
[1]Публично-правовая компания – особый вид некоммерческой организации, учредителем которой является Российская Федерация и которая создана на основании федерального закона или Указа Президента РФ. Пример: Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства.
[2] См. пункт 2.4 Положения о порядке и сроках направления инсайдерами уведомлений о совершенных ими операциях, утвержденного приказом ФСФР России от 18.06.2013 № 13-51/пз-н.