Мониторинг законодательства и судебной практики № 85 (26 сентября - 18 ноября 2021 года)
ГОСУСЛУГИ |
С 1 июля 2022 года граждане смогут заказывать в МФЦ электронные дубликаты документов и использовать их вместо документов на бумажном носителе
Постановление Правительства РФ от 25.10.2021 № 1818 "Об отдельных вопросах, связанных с электронными дубликатами документов и информации, заверенными усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг" (Постановление № 1818).
Вступает в силу: 1 июля 2022 года.
Цель Постановления № 1818 – позволить гражданам получать в дистанционном режиме государственные и муниципальные услуги, для которых нужны документы, имеющиеся у граждан в бумажном виде, но отсутствующие в электронных базах данных (регистрах) государственных и муниципальных органов.
Начиная с 1 июля 2022 года, граждане смогут "оцифровать" такие документы через МФЦ и далее предъявлять их в электронном виде для получения государственных и муниципальных услуг.
Для этого гражданин должен лично обратиться в многофункциональный центр (МФЦ) и предоставить бумажный документ, который он хочет "оцифровать".
Сотрудник МФЦ создает электронный дубликат, подписывает его квалифицированной электронной подписью (КЭП) и размещает в личном кабинете заявителя на Едином портале государственных и муниципальных услуг (Госуслуги). С согласия гражданина электронный дубликат может быть направлен и в его личный кабинет на региональном портале государственных и муниципальных услуг.
Граждане могут использовать электронные дубликаты, размещенных в их личных кабинетах на Госуслугах или региональных порталах, для дистанционного получения государственных и муниципальных услуг. Требовать от заявителя бумажный оригинал документа в таких случаях запрещено.
Электронные дубликаты хранятся в личных кабинетах граждан на Госуслугах бессрочно.
Чтобы "срок годности" электронного дубликата не истек, после его размещения в личном кабинете на Госуслугах электронный дубликат дополнительно подписывается электронной подписью оператора Госуслуг. В случае прекращения действия электронной подписи (компрометация, истечение срока действия и т.п.), электронный дубликат автоматически подписывается новой, действительной подписью оператора Госуслуг.
К Постановлению № 1818 прилагается перечень документов и информации, в отношении которых будет действовать указанный выше порядок. Например, это документы воинского учета, документы о трудовой деятельности, об образовании, о месте проживания до 2015 года, копии выданных гражданам судебных решений и приговоров и т.д.
В некоторых случаях в МФЦ можно будет "оцифровать" документы, выданные на территории иностранных государств.
Применение электронных дубликатов документов, созданных через МФЦ, в отношениях с частными организациями в Постановлении № 1818 не оговорено.