Мониторинг законодательства и судебной практики № 79 (16 декабря 2020 - 31 января 2021)

ВЗЫСКАНИЕ ДОЛГОВ И БАНКРОТСТВО

Очередные поправки в "антиотмывочное" законодательство: в целом лучше не стало

Федеральный закон от 30.12.2020 № 536-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Закон № 536-ФЗ).

Дата вступления в силу: двумя этапами – с 30 января 2021 года и с 1 сентября 2021 года.

С 30 января 2021 года:

  1. Клиент должен быть уведомлен о дате и причинах принятия решения об отказе в заключении или о расторжении договора банковского счета (вклада), а также об отказе от проведения операции (далее все вместе – отказ в обслуживании) в течение 5 (пяти) рабочих дней. Порядок уведомления устанавливается договором с клиентом или "публичными правилами" организации.
  2. Кредитная организация не вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим лицом только по причине подозрений, что клиент открывает счет (вклад) с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Для остальных категорий клиентов, кроме физических лиц, данное основание для отказа остается в силе.

  1. Из пункта 11 статьи 7 Закона № 115-ФЗ о праве отказывать в выполнении распоряжения клиента, если возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, исключена оговорка "за исключением операций по зачислению денежных средств".

На данный момент непонятно, означает ли это, что банки получили право отказывать не только в списании, но и в зачислении денежных средств со ссылкой на "антиотмывочное законодательство".

  1. Информация, что какая-либо организация уже отказала клиенту в обслуживании, не может быть единственным критерием при определении степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях отмывания незаконных доходов или финансирования терроризма.
  2. С десяти до семи рабочих дней сокращается срок рассмотрения документов и сведений, предоставленных клиентом, которому было отказано в обслуживании, с целью своей "реабилитации".

С 1 сентября 2021 года:

  1. Если клиент отказался от установления отношения или прекратил отношения с организацией и у сотрудников организации возникли подозрения, что клиент сделал это по причинам, связанным с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма (например, клиент не хочет предоставлять информацию об источнике денежных средств, целях совершения операций, бенефициарных владельцах), то организация обязана документально зафиксировать данную информацию.
  2. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны отказать в приеме клиента на обслуживание, если невозможно провести идентификацию клиента, его представителя, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца (за исключением случаев, когда такая идентификация в соответствии с Законом № 115-ФЗ не требуется). Фактически такое правило уже действует и сейчас.

 

 

Адрес:107076, Москва, ул. Стромынка, д. 18, корп. 5Б

Тел.:+7 (495) 780-73-63, +7 (495) 989-76-50

Факс:+7 (495) 780-73-67

E-mail:info@rrost.ru

Вопросы, отзывы и предложения

© 2021 АО «НРК - Р.О.С.Т.»

Все права защищены.

Карта сайта
Контактная информация