Мониторинг законодательства и судебной практики № 79 (16 декабря 2020 - 31 января 2021)

ВЗЫСКАНИЕ ДОЛГОВ И БАНКРОТСТВО

Мораторий на банкротство закончился. Верховный Суд РФ разъяснил, как разбираться с его последствиями

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 № 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Постановление № 44).

Мораторий на банкротство был введен Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 428 на срок до 6 октября 2020 года для пострадавших от коронавируса отраслей, а также системообразующих и стратегических предприятий и организаций, и продлен Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1587 до 7 января 2021 года, но уже только для пострадавших от коронавируса отраслей.

После окончания моратория можно ожидать "отложенную волну" банкротств и иных споров, которые будут рассматриваться с учетом разъяснений, данных Верховным Судом РФ.

Защита от банкротства и взыскания во время моратория (пункты 5, 6 Постановления № 44).

Во время моратория в отношении должников, на которых он распространялся (далее – должники под мораторием), кредиторы не могли подавать заявления о банкротстве. Исключением являлись только ликвидируемые должники.

Вместе с тем, кредиторы могли подавать "обычные" иски о взыскании задолженности. Суды продолжали выдавать исполнительные листы по таким искам, и по исполнительным листам могли возбуждаться исполнительные производства, но чуть ли не единственной мерой исполнительного производства, которая могла применяться к должникам под мораторием, был арест имущества. В остальной части исполнительное производство было приостановлено в силу закона.

Также исполнительные листы о взыскании денежных средств не могли предъявляться напрямую в банк.

Добровольный отказ должника от моратория (пункт 4 Постановления № 44).

Добровольный отказ должника от моратория вступает в силу со дня опубликования в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (ЕФРСБ) заявления, но фактически действует "задним числом" и влечет неприменение к отказавшемуся лицу всего комплекса преимуществ и ограничений, связанных с мораторием, со дня введения моратория в действие, а не с момента отказа от моратория.

Это означает, что, например, санкции за просрочку исполнения обязательств начисляются такому должнику за весь период моратория, а не со дня публикации его заявления в ЕФРСБ.

Исключение – случаи, когда отказавшееся лицо докажет, что отказ от моратория вызван улучшением его экономического положения вследствие моратория. В этих случаях последствия отказа от моратория применяются только с момента отказа такого лица от моратория.

Защита от финансовых санкций.

Проценты за пользование чужими денежными средствами, неустойки, пени за просрочку уплаты налога или сбора, иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, в течение всего периода действия моратория и не подлежат взысканию за этот период.

Однако, если при рассмотрении спора о взыскании будет доказано, что ответчик в действительности не пострадал от обстоятельств, из-за которых был введен мораторий, суд может удовлетворить иск о взыскании неустойки или иных санкций, оценив возражения должника против их взыскания как злоупотребление правом.

Проценты за пользование заемными (кредитными) денежными средствами, которые не являются санкцией за нарушение обязательств, по общему правилу, продолжают начисляться в период моратория и подлежат взысканию в обычном порядке.

Сделки должника в период моратория.

Введение моратория не приостанавливает деятельность должника, который вправе исполнять обязательства, возникшие до начала действия моратория, и заключать новые сделки.

В качестве компенсирующей меры, Верховный Суд РФ разъяснил, что кредиторы вправе оспаривать сделки, совершенные в период моратория должниками, на которых распространяется мораторий, если такие сделки нарушают права и законные интересы кредиторов (например, отчуждение должником имущества по заведомо заниженной цене). Такие сделки подлежат признанию недействительными по иску кредитора и в отсутствие возбужденного дела о банкротстве.

Если в отношении должника возбуждено дело о банкротстве, в рамках которого оспаривается сделка, совершенная должником в период моратория, на том основании, что сделка оказала предпочтение одному из кредиторов (например, должник погасил долг одному из кредиторов, а для расчетов с остальными кредиторами денег не осталось), то, по общему правилу, все сделки должника, совершенные в период моратория, являются сделками в рамках обычной хозяйственной деятельности и поэтому не могут быть признаны недействительными как сделки с предпочтением.

Исключение – случаи, когда "в распоряжении контрагента должника имелись сведения о наличии у должника признаков неплатежеспособности или недостаточности имущества, наступивших по основаниям, не связанным с введением моратория, или о заведомом отсутствии реальной возможности преодоления этих признаков".

Также Верховный Суд РФ разъяснил:

-         особенности рассмотрения дел о банкротстве должников, на которых распространялся мораторий;

-         порядок предоставления судебной рассрочки должникам, которые в период действия моратория сами подали заявление о признании себя банкротом.

Адрес:107076, Москва, ул. Стромынка, д. 18, корп. 5Б

Тел.:+7 (495) 780-73-63, +7 (495) 989-76-50

Факс:+7 (495) 780-73-67

E-mail:info@rrost.ru

Вопросы, отзывы и предложения

© 2023 АО «НРК - Р.О.С.Т.»

Все права защищены.

Карта сайта
Контактная информация