Мониторинг основных федеральных законов, опубликованных 31 июля 2020 года
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ |
Закон о цифровых финансовых активах и цифровой валюте: расплачиваться цифровой валютой нельзя, но обратить на нее взыскание - можно
Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон №259-ФЗ).
Дата вступления в силу: 1 января 2021 года, отдельные положения - 10 января 2021 года.
Впервые о данном законопроекте мы сообщали здесь.
Закон № 259-ФЗ регулирует два вида активов:
- цифровая валюта;
- цифровые финансовые активы.
Цифровая валюта – это совокупность электронных данных, содержащихся в информационной системе, которые «предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа … и (или) в качестве инвестиций», но при этом не являются денежной единицей РФ, иностранного государства или международной денежной/расчетной единицей.
Биткойн и иные электронные данные, подобные биткойну, с точки зрения Закона №259-ФЗ относятся к цифровой валюте.
Хотя Закон №259-ФЗ определяет цифровую валюту как нечто, что предлагается или может быть принято «в качестве средства платежа», этот же закон запрещает принимать цифровую валюту как средство платежа за товары, работы, услуги в пределах российской юрисдикции.
В соответствии со статьей 14 Закона №259-ФЗ российские юридические лица, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения иностранных и международных структур, созданные на территории РФ, а также физические лица, находящиеся в РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев (далее все вместе – российские лица), «не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг)».
Примеры сделок с цифровой валютой, которые не охватываются данным запретом и, вероятно, разрешены для российских лиц: 1) передача цифровой валюты другому лицу за деньги или безвозмездно, 2) обмен на другие активы, которые не являются товарами, работами или услугами (например, на другую цифровую валюту); 3) предоставление в качестве обеспечения обязательств; 4) оплата товаров, работ, услуг в отношениях иностранными лицами, на которых статья 14 Закона №259-ФЗ не распространяется.
Конкретный или примерный перечень разрешенных сделок с цифровой валютой Законом №259-ФЗ не установлен.
Требования российских лиц, связанные с обладанием цифровой валютой, «подлежат судебной защите только при условии информирования ими о фактах обладания цифровой валютой и совершения гражданско-правовых сделок и (или) операций с цифровой валютой» в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.
Вероятно, речь идет о том, что лицо, которое скрыло цифровую валюту от налогообложения и не указало ее в налоговой и бухгалтерской отчетности, будет лишено судебной защиты, и требования такого лица, связанные с цифровой валютой, не будут рассматриваться российскими судами по существу.
Цифровая валюта признается имуществом в целях Федеральных законов "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", «О несостоятельности (банкротстве)», «Об исполнительном производстве» и «О противодействии коррупции».
Например, в случае банкротства или возбуждения исполнительного производства цифровая валюта, принадлежащая должнику, должна быть включена в состав имущества, за счет которого формируется конкурсная масса и погашаются долги.
Вопрос о практической реализации этих законодательных нововведений (в частности, как заставить налогоплательщика или должника предоставить информацию о принадлежащей ему цифровой валюте налоговым органам и кредиторам) остается открытым.
Цифровые финансовые активы (ЦФА) – это цифровые права, которые могут включать:
- денежные требования;
- возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам;
- права участия в капитале непубличного акционерного общества;
- право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг.
В отличие от цифровой валюты, у ЦФА есть конкретное лицо, которое выпустило ЦФА и обязано выполнить требования, закрепленные ЦФА, по обращению любого обладателя ЦФА.
ЦФА могут комбинироваться вместе с т.н. «утилитарными цифровыми правами», удостоверяющими требования на нефинансовые активы (вещи, интеллектуальную собственность или работы (услуги))[1].
Выпускать ЦФА могут только юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Для выпуска ЦФА необходимо принять и разместить в сети Интернет решение о выпуске ЦФА, в котором указываются сведения о лице, выпускающем ЦФА, вид и объем прав, закрепленных ЦФА, и прочие сведения, предусмотренные Законом №259-ФЗ и Банком России.
Выпуск, учет и обращение ЦФА возможны только путем внесения записей в информационную систему, определенную решением о выпуске ЦФА. Оператором такой информационной системы может быть только российское юридическое лицо.
Обладателем ЦФА признается лицо, которое:
- включено в реестр пользователей информационной системы, где учитываются ЦФА; и
- обладает уникальным кодом, который позволяет получать информацию о ЦФА, принадлежащих данному лицу, и распоряжаться ими.
Однако уникальный код – это не единственный «ключ» к ЦФА. Утрата кода или отказ обладателя ЦФА передать код не означают, что доступ к ЦФА невозможен.
Оператор информационной системы обязан восстанавливать доступ к ЦФА по требованию обладателя ЦФА, утратившего доступ (например, потерявшего код), а также предоставлять информацию о ЦФА по требованию суда и иных уполномоченных органов и вносить записи о передаче ЦФА от одного обладателя к другому на основании свидетельств о праве на наследство, судебных решений, постановлений судебных приставов и других подобных документов.
Сделки с ЦФА должны совершаться через оператора обмена ЦФА, которым может быть сам оператор информационной системы или отдельное юридическое лицо.
Банк России будет вести реестры операторов информационных систем, в которых выпускаются ЦФА, и операторов обмена ЦФА и осуществлять надзор за их деятельностью. Кроме того, Банк России может определять признаки ЦФА, приобретение которых для физических лиц, не являющихся квалифицированными инвесторами, запрещено или ограничено.
Особенности выпуска и обращения ЦФА в отношении акций.
ЦФА в отношении акций (далее – ЦФА на акции) могут:
- удостоверять право требовать передачи акций;
- удостоверять возможность осуществлять права по акциям;
- сами являться акциями (далее – «цифровые акции»).
Решение о выпуске ЦФА на акции должно быть адресовано определенному кругу лиц (аналог закрытой подписки). Выпуск ЦФА на акции публичных АО запрещен.
Если ЦФА удостоверяют возможность осуществления прав по акциям, то такие акции должны учитываться в реестре акционеров или депозитарии на «лицевом счете (счете депо) цифровых финансовых активов» (далее – счет ЦФА), который открывается лицу, выпустившему ЦФА.
Лицо, выпустившее ЦФА, голосует и осуществляет иные права по акциям, учтенным на счете ЦФА, в соответствии с указаниями обладателей ЦФА и предоставляет список обладателей ЦФА в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О рынке ценных бумаг».
Выпуск «цифровых акций» (т.е. акций, которые сами являются ЦФА и в ином виде не существуют) должен быть предусмотрен уставом непубличного АО (далее – «цифровое АО») при учреждении.
Цифровое АО не вправе:
- выпускать акции в ином виде, чем ЦФА;
- реорганизовываться с участием «обычных» АО, акции которых выпущены не в виде ЦФА;
- вносить в устав изменения, в результате которых АО становится публичным или «превращается» в «обычное» АО.
Непубличное АО, которое было учреждено как «обычное», не вправе стать цифровым.
Оператором информационной системы, в которой выпущены цифровые акции, может быть только лицо, имеющее лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Этот же оператор регистрирует выпуски цифровых акций.
Значительная часть требований Федерального закона «О рынке ценных бумаг», а также требования нормативных актов Банка России к ведению реестра владельцев ценных бумаг «в части порядка учета прав на ценные бумаги» на цифровые акции не распространяются.
Кроме определенной гибкости в порядке выпуска акций, ведения реестра акционеров и (возможно) проведения корпоративных действий, цифровые АО пока не имеют очевидных преимуществ перед «обычными» АО.
[1] Выпуск утилитарных цифровых прав регулируется Федеральным законом от 02.08.2019 N 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».