КОРОНАВИРУС И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА |
Верховный Суд РФ дал разъяснения по вопросам, связанным с применением законодательства в условиях распространения коронавирусной инфекции:
- дни с 6 по 8 мая 2020 г. признаются рабочими для целей исчисления сроков, предусмотренных гражданским и процессуальным законодательством;
- порядок применения отсрочки арендной платы и ее уменьшения по договорам аренды недвижимого имущества;
- мораторий на банкротство.
В нашем предыдущем обзоре[1] мы сообщали, что 21 апреля 2020 г. Президиум Верховного Суда РФ утвердил Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 (далее – Обзор № 1).
30 апреля 2020 г. Президиум Верховного Суда РФ утвердил "Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2" (далее – Обзор № 2).
Ниже – о наиболее важных разъяснениях для гражданского оборота.
- Дни с 6 по 8 мая 2020 г. признаются рабочими для целей исчисления сроков, предусмотренных гражданским и процессуальным законодательством.
В Обзоре № 1 Верховный Суд РФ разъяснил, что "нерабочие дни", объявленные таковыми Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 и от 2 апреля 2020 г. № 239 (далее – Указы Президента РФ), не могут считаться нерабочими днями в смысле, придаваемом этому понятию ГК РФ, под которым понимаются только выходные и нерабочие праздничные дни, предусмотренные статьями 111, 112 Трудового кодекса Российской Федерации.
В связи с этим в Обзоре № 1 были даны разъяснения по вопросам процессуальных сроков (вопросы 2 – 4), сроков исполнения обязательств и исковой давности (вопросы 5 – 6), сроков, предусмотренных законодательством о банкротстве (вопрос 11), сроков обжалования и вступления в силу постановлений по делам об административных правонарушениях (вопрос 26).
В целом, разъяснения в Обзоре № 1 сводились к тому, что объявление "нерабочих дней" в марте – апреле 2020 года Указами Президента РФ не продлевает сроки, предусмотренные гражданским и процессуальным законодательством.
Все разъяснения Верховного Суда РФ о "нерабочих днях" в марте – апреле 2020 года, содержащиеся в Обзоре № 1, применяются также к "нерабочим дням" с 6 по 08 мая 2020 г. (вопрос 1 Обзора № 2).
Вместе с тем, в Обзоре № 2 указано, что неуплата заемщиками в период с 30 марта по 3 апреля 2020 г. платежей по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с кредитной или некредитной финансовой организацией, не является просрочкой исполнения обязательств, т.к. заемщики могли добросовестно полагаться на информационное письмо Банка России от 27 марта 2020 г. № ИН-03-31/32, согласно которому срок исполнения обязательств по таким договорам, оканчивавшийся период с 30 марта по 3 апреля 2020 г., переносился на ближайший следующий рабочий день.
- Применение отсрочки арендной платы и ее уменьшения по договорам аренды недвижимого имущества.
Статьей 19 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее – Закон № 98-ФЗ) предусмотрено право арендаторов на изменение условий договоров аренды недвижимого имущества, касающихся размера и сроков уплаты арендной платы, в двух случаях:
- арендаторы, осуществляющие деятельность в наиболее пострадавших отраслях российской экономики[2], имеют право на отсрочку арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, кроме жилых помещений, начиная с даты введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта РФ до 1 октября 2020 г. (часть 1 статьи 19 Закона № 98-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 439);
- арендаторы по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, обусловленной введением режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта РФ (часть 3 статьи 19 Закона № 98-ФЗ).
Верховный Суд РФ разъяснил порядок осуществления арендаторами права на эти льготы (вопросы 3 – 6 в Обзоре № 2).
Чтобы получить отсрочку арендной платы, арендатор не должен доказывать, что он не может использовать недвижимость по назначению, т.к. невозможность пользоваться арендованным имуществом не входит в перечень оснований и условий, необходимых для получения отсрочки уплаты арендной платы согласно Постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 № 439.
Но если между арендатором и арендодателем возник спор по данному вопросу, который рассматривается в суде, и арендодатель докажет, что "конкретный арендатор в действительности не пострадал и с очевидностью не пострадает в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, и его требования являются проявлением заведомо недобросовестного поведения …, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения может отказать в защите принадлежащего арендатору права полностью или частично".
Таким образом, суд все-таки может "лишить" недобросовестного арендатора права на отсрочку арендной платы.
Отсрочка действует с даты введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта РФ и до 1 октября 2020 года, независимо от даты заключения дополнительного соглашения к договору аренды о предоставлении отсрочки либо даты вступления в силу решения суда о понуждении арендодателя к заключению дополнительного соглашения к договору аренды (о предоставлении отсрочки).
Стороны договора аренды могут установить более ранний момент предоставления арендатору отсрочки уплаты арендной платы.
Для реализации права на уменьшение арендной платы, предусмотренного частью 3 статьи 19 Закона № 98-ФЗ, наоборот, надо доказать именно факт невозможности использования арендованного имущества.
Верховный Суд РФ разъяснил, что арендная плата подлежит уменьшению с момента, когда наступила "невозможность использования имущества по изначально согласованному назначению независимо от даты заключения дополнительного соглашения об уменьшении размера арендной платы либо даты вступления в законную силу решения суда о понуждении арендодателя к изменению договора аренды в части уменьшения арендной платы".
- Применение норм, связанных с введением моратория на банкротство (вопросы 8 – 11).
Подробнее о моратории на банкротство мы рассказывали здесь и здесь.
В Обзоре № 2 Верховный Суд РФ дал следующие разъяснения по вопросам моратория на банкротство:
Если дело о банкротстве должника, подпадающего под действие моратория, не было возбуждено на день введения моратория, уведомление кредитора о намерении обратиться в суд с заявлением о признании такого должника банкротом утрачивает силу. После истечения срока моратория или после исключения должника из числа лиц, на которых распространяется мораторий, кредитор, намеренный подать заявление о банкротстве, должен публиковать уведомление заново (вопрос 8).
Мораторий не препятствует возбуждению дела о банкротстве ликвидируемого должника (вопрос 9).
Проценты за неисполнение денежных обязательств, установленные статьей 395 ГК РФ, в период моратория не начисляются (вопрос 10).
В период моратория кредиторы не могут предъявлять исполнительные документы о взыскании денежных средств непосредственно в банк, в котором открыты счета должника (вопрос 11).
[1] См. Обзор изменений законодательства за период с 8 апреля 2020 года по 23 апреля 2020 года.
[2] Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 434.