Мониторинг законодательства и судебной практики №75 (1 августа - 13 сентября 2020)

НОВОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ И МУНИЦИПАЛЬНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И КОНТРОЛЮ

Как будут работать новые законы о "регуляторной гильотине" и о государственном и муниципальном регулировании и контроле 

  1. Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (Закон № 247-ФЗ).

Дата вступления в силу: поэтапно, начиная с 1 ноября 2020 года.

Закон № 247-ФЗ устанавливает порядок применения обязательных требований в РФ при осуществлении предпринимательской или иной экономической деятельности, соблюдение которых проверяют органы власти в рамках государственного и муниципального контроля (надзора) (далее – обязательные требования).

На некоторые виды обязательных требований Закон № 247-ФЗ не распространяется. Таким исключением, к примеру, является применение требований по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Закон № 247-ФЗ предусматривает, что положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября, но не ранее чем по истечении 90 дней после официального опубликования. Но есть оговорка – "если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации".

Таким образом, федеральным законом по-прежнему можно будет вводить любые обязательные требования в ускоренном порядке.

Если в отношении одного и того же предмета регулирования будут действовать противоречащие друг другу обязательные требования, то:

1)    должны подлежать применению обязательные требования, установленные нормативным актом большей юридической силы; либо
2)    при действии противоречащих друг другу обязательных требований, имеющих равную юридическую силу, можно будет соблюдать только одно из таких обязательных требований.

Не будут подлежать применению обязательные требования, не опубликованные в установленном порядке.

С 1 марта 2021 года будет создан реестр, содержащий перечень обязательных требований, информацию об установивших их нормативных правовых актах, сроке их действия.

Правительством РФ будет установлен Порядок формирования и ведения реестра обязательных требований, перечень включаемых в него сведений, а также утвержден оператор этого реестра.

Статья 15 Закона № 247-ФЗ вводит механизм "регуляторной гильотины".

До 1 января 2021 года Правительство РФ "в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора)" должно обеспечить признание утратившими силу, не действующими на территории РФ и отмену нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования.

С 1 января 2021 года правовые акты, подлежащие "регуляторной гильотине" и вступившие в силу до 1 января 2020 года, не подлежат применению, даже если они не будут отменены:

1)    не будет проводиться оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в таких правовых актах, при осуществлении государственного контроля (надзора);
2)    нарушение таких правовых актов не будет являться основанием для привлечения к административной ответственности.

Правительство РФ вправе определить "перечень нормативных правовых актов либо групп нормативных правовых актов", на которые "регуляторная гильотина" не распространяется.

 

  1. Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (Закон № 248-ФЗ).

Дата вступления в силу: 1 июля 2021 года (основная часть положений).

Положения Закона № 248-ФЗ не применяются при государственном контроле:

1)    за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, некредитных финансовых организаций, надзора в национальной платежной системе;
2)    за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;
3)    налоговом контроле;
4)    в иных случаях, указанных в Законе № 248-ФЗ.

Порядок государственного контроля (надзора) утверждается Президентом РФ или Правительством РФ.

Порядок регионального или муниципального контроля утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и представительным органом муниципального образования соответственно.

Государственный и муниципальный контроль ограничиваются только такими контрольными мероприятиями и действиями, которые необходимы для обеспечения соблюдения поднадзорным лицом обязательных требований.

Основанием для проведения контрольных мероприятий может быть:

1)    наличие у надзорного органа сведений о нарушении подконтрольным лицом обязательных требований либо их потенциальное нарушение;
2)    наступление сроков проведения контрольного мероприятия в соответствии с планом проведения (плановые проверки);
3)    поручение Президента РФ или Правительства РФ о проведении контрольных мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
4)    иные основания, указанные в Законе № 248-ФЗ.

Закон № 248-ФЗ определяет виды контрольных мероприятий и порядок их осуществления.

Контрольные мероприятия могут проводиться без взаимодействия с подконтрольным лицом.

По окончании проведения контрольного мероприятия составляется акт с указанием нарушенных обязательных требований и выдается предписание об устранении нарушений.

С 1 января 2023 года вводится обязательный порядок досудебного обжалования решений надзорного органа.

Правительство РФ определит виды контроля, в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб будет применяться уже с 1 июля 2021 года.

Федеральным законом о конкретном виде контроля могут быть предусмотрены независимая оценка соблюдения обязательных требований, проводимая независимой организацией.

Независимая организация выдает заключение о подтверждении соблюдения обязательных требований (заключение о соответствии) с приложением перечня обязательных требований, которые соблюдаются контролируемым лицом.

Для лиц, прошедших независимую оценку, плановые проверки в течение срока действия заключения о соответствии не проводятся.

Предельный срок действия заключения о соответствии определяется федеральным законом о конкретном виде контроля.

Для информационного обеспечения государственного и муниципального контроля будет создан единый реестр видов федерального, регионального и муниципального контроля (Единый реестр видов контроля), а также иные информационные системы, информация или часть информации в которых будет общедоступной.

Единый реестр видов контроля должен быть сформирован и введен в эксплуатацию до 1 января 2022 года.

Также Закон № 248-ФЗ предусматривает ведение Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий – федеральной государственной информационной системы, оператором которой является Генеральная прокуратура РФ.

Адрес:107076, Москва, ул. Стромынка, д. 18, корп. 5Б

Тел.:+7 (495) 780-73-63, +7 (495) 989-76-50

Факс:+7 (495) 780-73-67

E-mail:info@rrost.ru

Вопросы, отзывы и предложения

© 2021 АО «НРК - Р.О.С.Т.»

Все права защищены.

Карта сайта
Контактная информация