ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ |
Банк России разъяснил порядок избрания ревизионной комиссии и другие вопросы, возникающие при созыве, подготовке и проведении общих собраний акционеров.
Дата вступления в силу: 27 апреля 2019 года.
Основная тема: акционерные общества с гос. участием.
Наиболее интересные, по мнению НРК - Р.О.С.Т., разъяснения Банка России:
- Об избрании ревизионной комиссии в публичных и непубличных АО.
Федеральным законом от 19.07.2018 № 209-ФЗ (далее – Закон № 209-ФЗ) в Закон об АО были внесены изменения, согласно которым:
- из Закона об АО исключено понятие "ревизор", осталась только "ревизионная комиссия";
- в публичных АО создание ревизионной комиссии не является обязательным, если иное не предусмотрено уставом;
- в непубличных АО создание ревизионной комиссии является обязательным, если иное не предусмотрено уставом, утвержденным всеми акционерами единогласно;
- в тех обществах, в которых на 19.07.2018 в соответствии с уставом избран ревизор, положения Закона об АО о ревизионной комиссии (в редакции Закона № 209-ФЗ) "применяются к ревизору таких обществ".
Возник вопрос, как применять эти положения при формировании повестки годового общего собрания акционеров (далее – ГОСА) в 2019 г., если уставом по-прежнему предусмотрено избрание ревизора, а не ревизионной комиссии, или АО намерено вообще отказаться от ревизионной комиссии (ревизора), но еще не внесло соответствующие изменения в устав.
Департамент корпоративных отношений Банка России в ответ на запрос НРК – Р.О.С.Т. разъяснил следующее:
- "… в целях избрания на годовом общем собрании акционеров членов ревизионной комиссии, изменения в устав акционерного общества в части замены положений о ревизоре положениями о ревизионной комиссии должны быть внесены до даты проведения годового общего собрания акционеров с учетом требований к порядку и срокам его подготовки, созыва и проведения";
- "… акционерное общество, в котором на 19.07.2018 в соответствии с уставом контроль за финансово-хозяйственной деятельностью осуществлял ревизор, вправе в последующем (до внесения соответствующих изменений в устав) избирать ревизора".
Кроме того, в письме от 15.04.2019 № ИН-06-28/35 Банк России разъяснил, что решение об отказе от формирования ревизионной комиссии может быть принято на ГОСА, в повестку дня которого должен быть включен вопрос об избрании ревизионной комиссии. В этом случае Банк России рекомендует сначала подводить итоги по вопросу, касающемуся положений устава о ревизионной комиссии (т.е. об отказе от ревизионной комиссии), и, если решение по данному вопросу принято, по вопросу избрания новых членов ревизионной комиссии итоги голосования не подводить.
По нашему мнению, из этих разъяснений можно сделать следующие выводы.
Как публичные, так и непубличные АО, которые не успели до даты проведения ГОСА[1] исключить из устава положения о создании ревизионной комиссии (ревизора), обязаны включить в повестку ГОСА вопрос об избрании ревизионной комиссии (ревизора).
Если в АО по состоянию на 19.07.2018 в соответствии с уставом был избран ревизор и в последующем устав в этой части не менялся, то такое АО вправе и дальше избирать ревизора. В этом случае замена ревизора на ревизионную комиссию – право, а не обязанность общества.
Если АО включило в повестку ГОСА вопрос об изменениях в устав, согласно которым создание ревизионной комиссии не является обязательным, то в повестку этого же ГОСА все равно должен быть включен вопрос об избрании ревизионной комиссии или ревизора (в зависимости от того, что предусмотрено уставом до изменений, включенных в повестку ГОСА). Вместе с тем, если на ГОСА будут утверждены соответствующие изменения в устав, то ревизионная комиссия (ревизор) не избираются, итоги голосования по вопросу об их избрании не подводятся.
- О праве голоса владельцев привилегированных акций, по которым устав АО определяет минимальный размер дивидендов.
В пункте 10 письма от 15.04.2019 № ИН-06-28/35 Банк России напоминает обществам, в уставах которых до 19.07.2018 был определен минимальный размер дивидендов по привилегированным акциям (например, "не менее … рублей на одну акцию"), что с 19.07.2018 такие привилегированные акции являются голосующими в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 32 Закона АО.
- Об особенностях электронной регистрации и голосования на общих собраниях акционеров.
Департамент корпоративных отношений Банка России в ответ на запрос НРК – Р.О.С.Т. разъяснил, что Закон об АО "не устанавливает запрета на участие в общем собрании акционеров общества путем регистрации в счетной комиссии и голосования путем заполнения электронной формы бюллетеня на сайте в сети "Интернет" или путем регистрации на сайте в сети "Интернет" и голосования путем заполнения бюллетеня непосредственно на общем собрании акционеров, проводимого в очной форме или направления заполненного бюллетеня для голосования".
Таким образом, если на общем собрании акционеров (ОСА) предусмотрена возможность регистрации и голосования в электронной форме, то акционер или его представитель вправе зарегистрироваться электронно, а голосовать бумажным бюллетенем, и, наоборот, зарегистрироваться "традиционным способом" (путем личной явки и обращения в счетную комиссию), а голосовать электронным бюллетенем.
- О порядке голосования по "процедурным вопросам".
В соответствии с пунктом 4.17 Положения Банка России от 16.11.2018 № 660-П "Об общих собраниях акционеров" (далее – Положение) решения по порядку ведения ОСА, проводимого в очной форме ("в форме собрания"), включая избрание председательствующего (президиума), определение времени для докладов и обсуждения вопросов повестки дня (далее – процедурные вопросы), не должны приниматься заочным голосованием, если иное не предусмотрено уставом или внутренним документом АО, регулирующим деятельность общего собрания.
На практике возник вопрос, как голосовать по процедурным вопросам, если устав или иной внутренний документ АО не предусматривает специальный порядок голосования по таким вопросам, а ранее (до вступления в силу Положения) процедурные вопросы включались в общий бюллетень, который рассылался до даты проведения ОСА и которым можно было голосовать заочно.
По мнению Департамента корпоративных отношений Банка России, "…совет директоров (наблюдательный совет) общества не должен включать в бюллетень для голосования на общем собрании акционеров вопросы, касающиеся порядка ведения общего собрания акционеров, если такой способ голосования по таким вопросам не установлен уставом или внутренним документом общества.
Вместе с тем, решение (решения) по порядку ведения общего собрания акционеров, проводимого в форме собрания, может (могут) приниматься способом, предполагающим учет письменного мнения лиц, зарегистрированных для участия в общем собрании, проводимом в форме собрания, в частности, путем заполнения специального бюллетеня (в том числе в электронной форме) …, предоставляемого непосредственно во время проведения общего собрания акционеров".
- Влияют ли на кворум обстоятельства, наступившие в дату проведения ОСА.
Пункт 4.24 Положения №660-П содержит перечень обстоятельств, влияющих на кворум и уменьшающих количество акций, которым можно голосовать по всем или некоторым вопросам повестки дня ОСА (например, невыполнение обязанности по направлению обязательного предложения в соответствии со статьей 84.2 Закона об АО).
Департамент корпоративных отношений Банка России в ответ на запрос НРК – Р.О.С.Т. разъяснил, что "в соответствии с пунктом 4.24 Положения кворум общего собрания (кворум по вопросам, включенным в повестку дня общего собрания) определяется с учетом событий (действий), наступивших (совершенных) после даты, на которую определяются (фиксируются) лица, имеющие право на участие в общем собрании, и до даты проведения общего собрания".
По нашему мнению, из этих разъяснений следует, что события (действия), которые произошли (совершены) непосредственно в дату проведения ОСА, на кворум не влияют.
[1] При наиболее консервативном подходе – до даты принятия решения о проведении ГОСА.