Содержание мониторинга:
-
Реорганизуемые АО в некоторых случаях освобождаются от обязанности выкупать акции у своих акционеров
-
Приостановление корпоративных прав иностранных холдинговых компаний в отношении ЭЗО продлено на 2025 год
- Федеральный закон от 30 ноября 2024 г. № 446-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Установлены правила выдачи заключения Правительственной комиссии о наличии обстоятельств, при которых приостанавливаются корпоративные права иностранного миноритария в отношении ЭЗО
- Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2024 г. № 1567 «Об утверждении Правил выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации заключений о наличии обстоятельств, при которых осуществление иностранным юридическим лицом, не являющимся иностранной холдинговой компанией, корпоративных прав в отношении экономически значимой организации подлежит приостановлению»
-
Внесены изменения в Указы Президента РФ об освобождении некоторых юридических лиц от раскрытия или предоставления информации
-
Утверждена новая форма декларации по налогу на прибыль организаций
- Приказ ФНС России от 02 октября 2024 г. № ЕД-7-3/830@ «Об утверждении формы, порядка заполнения (представления) и формата представления в электронной форме налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, а также о внесении изменений в приложение к приказу ФНС России от 29.02.2024 N ЕД-7-3/164@»
-
Соглашение об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия начнет применяться с 1 января 2025 г.
-
Действие соглашения между Правительством РФ и Правительством Канады об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество приостанавливается
-
С января 2025 г. будет применяться обновленный состав сведений об индивидуальном инвестиционном счете (ИИС), которые надо передавать при переходе клиента на обслуживание в другую финансовую организацию
- Приказ ФНС России от 11 ноября 2024 г. № ЕД-7-11/1015@ «Об утверждении состава сведений о физическом лице, его расходах, связанных с приобретением и хранением ценных бумаг, и о его индивидуальном инвестиционном счете, предоставляемых брокером, управляющим или управляющей компанией открытого паевого инвестиционного фонда другому брокеру, управляющему или управляющей компании открытого паевого инвестиционного фонда»
-
Прибыль организаций от реализации акций (долей) аккредитованных российских ИТ-компаний в 2025 году будет облагаться по ставке 5%
- Федеральный закон от 29 ноября 2024 г. № 416-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Налогообложение цифровой валюты с 2025 года
- Федеральный закон от 29 ноября 2024 г. № 418-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Проект новых правил представления информации в Росфинмониторинг. Личные фонды и майнеры цифровой валюты включены в «антиотмывочное» законодательство
- Проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил представления информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу лицами, указанными в статье 7.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и направления Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов указанным лицам» размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов с идентификационным номером 152679
-
Ратифицировано соглашение с Республикой Беларусь о признании электронных подписей при трансграничном электронном взаимодействии
-
За незаконные использование, передачу, сбор и хранение компьютерной информации, содержащей персональные данные, теперь предусмотрена отдельная статья Уголовного кодекса РФ
- Федеральный закон от 30 ноября 2024 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»
-
В КоАП РФ введены оборотные штрафы за утечку персональных данных. Максимальный размер штрафа – 500 млн руб.
- Федеральный закон от 30 ноября 2024 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
-
Правительство РФ предлагает смягчить правила о преимущественном праве покупки доли в ООО
- Проект федерального закона № 788656-8 «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»
- Проект федерального закона № 788669-8 «О внесении изменений в статьи 66.3 и 93 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»
Полный текст мониторинга:
Корпоративное законодательство
Реорганизуемые АО в некоторых случаях освобождаются от обязанности выкупать акции у своих акционеров
Федеральный закон от 30 ноября 2024 г. № 446-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон № 446-ФЗ)
По общему правилу, установленному статьей 75 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО), акционеры вправе требовать выкупа акционерным обществом (далее – АО) принадлежащих им акций, если на общем собрании акционеров они голосовали против принятого решения о реорганизации АО или не участвовали в голосовании.
Раньше данное правило не имело исключений.
Теперь, в соответствии с изменениями, внесенными Законом 446-ФЗ, статья 75 Закона об АО дополнена новым пунктом 4, согласно которому АО не обязано выкупать акции у своих акционеров, если АО присоединяет к себе стопроцентное дочернее общество и при этом выполняются следующие условия:
- балансовая стоимость активов присоединяемой «дочки» не более 2% балансовой стоимости активов АО, к которому присоединяется «дочка»; и
- стоимость чистых активов присоединяемой «дочки» не меньше ее уставного капитала.
При выполнении таких условий реорганизация практически не влияет на финансовое положение АО, к которому присоединяется «дочка», поэтому миноритарные акционеры, не согласные с присоединением, не имеют права требовать выкупа своих акций.
Указанные изменения вступили в силу 30 ноября 2024 г.
Законодательство об экономически значимых организациях (ЭЗО) и иных контрсанкционных мерах
Приостановление корпоративных прав иностранных холдинговых компаний в отношении ЭЗО продлено на 2025 г.
Изменения в Федеральный закон от 4 августа 2023 года № 470-ФЗ «Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями» (Закон об ЭЗО) внесены тем же Законом 446-ФЗ.
Согласно статье 6 Закона об ЭЗО в новой редакции, последствия, предусмотренные этой статьей в случае принятия решения арбитражного суда о приостановлении корпоративных прав иностранной холдинговой компании (ИХК) в отношении ЭЗО, действуют в течение срока, установленного судом, но не более чем по 31 декабря 2025 года. Раньше максимальный срок заканчивался 31 декабря 2024 года.
Если арбитражный суд установил в решении меньший срок приостановления корпоративных прав ИХК, чем 31 декабря 2025 года, то по заявлению лиц, определенных Законом об ЭЗО, суд может продлить этот срок, но не более чем по 31 декабря 2025 года.
Другие изменения Закона об ЭЗО уточняют:
- порядок передачи лицом, косвенно владеющим акциями (долями) ЭЗО, права на вступление в прямое владение акциями (долями) ЭЗО другим лицам (часть 6 статьи 7);
- особенности вступления в прямое владение акциями (долями) ЭЗО тех лиц, которые раньше владели акциями (долями) ЭЗО косвенно через трастовые и иные подобные структуры (часть 4 статьи 13).
Установлены правила выдачи заключения Правительственной комиссии о наличии обстоятельств, при которых приостанавливаются корпоративные права иностранного миноритария в отношении ЭЗО
Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2024 г. № 1567 «Об утверждении Правил выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации заключений о наличии обстоятельств, при которых осуществление иностранным юридическим лицом, не являющимся иностранной холдинговой компанией, корпоративных прав в отношении экономически значимой организации подлежит приостановлению» (далее – постановление № 1567)
Постановление № 1567 принято во исполнение статьи 12.1 Закона об ЭЗО.
Статья 12.1 Закона об ЭЗО применяется в ситуации, когда, помимо иностранной холдинговой компании (ИХК), корпоративные права которой приостановлены решением арбитражного суда, в ЭЗО имеется еще один или несколько акционеров (участников) - юридических лиц из «недружественных» иностранных государств.
Если такому акционеру (участнику) принадлежит не менее 5% голосующих акций (долей) в уставном капитале ЭЗО (далее – миноритарный участник) и он не осуществляет свои корпоративные права и обязанности в ЭЗО добросовестным образом, то по решению арбитражного суда могут быть приняты следующие меры:
- приостановление корпоративных прав миноритарного участника в ЭЗО;
- прямая выплата дивидендов (распределение прибыли) по акциям (долям) ЭЗО, принадлежащим миноритарному участнику, на счета лиц, косвенно владеющих акциями (долями) в ЭЗО через миноритарного участника.
До того, как обратиться в арбитражный суд за принятием таких мер, заявитель должен получить заключение Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (Прав. комиссия) о наличии оснований для их применения.
Постановление № 1567 установило процедуру получения заключения Прав. комиссии (куда надо первично обращаться, сроки рассмотрения, каким документом оформляется заключение Прав. комиссии).
Постановление № 1567 вступило в силу 30 ноября 2024 г.
Внесены изменения в Указы Президента РФ об освобождении некоторых юридических лиц от раскрытия или предоставления информации
Указ Президента РФ от 25 ноября 2024 г. № 1007 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 27 января 2024 г. № 73 «О временном порядке раскрытия и предоставления информации хозяйственными обществами, являющимися экономически значимыми организациями, и некоторыми иными лицами» (Указ № 1007).
Напомним, что Указ Президента РФ от 27 января 2024 г. № 73 освободил некоторые категории юридических лиц от обязанности раскрывать или предоставлять информацию, которую эти лица при прочих равных условиях были бы обязаны раскрыть или предоставить в соответствии законодательством РФ.
К лицам, освобожденным от раскрытия или предоставления информации, в том числе относятся российские юридические лица, которые приобрели акции (доли в уставном капитале) хозяйственных обществ и других юридических лиц, включенных в особые перечни, утвержденные Президентом РФ.
Согласно изменениям, внесенным Указом № 1007, при совершении сделок (операций) с акциями (долями) хозяйственных обществ и других юридических лиц, включенных в особые перечни Президента РФ, такие общества (юридические лица) должны уведомлять приобретателей акций (долей), что на них распространяется Указ № 73.
Кроме того, установлен приоритет применения Указа № 73 по отношению к Указу Президента РФ от 27 ноября 2023 г. № 903 «О временном порядке раскрытия и предоставления информации некоторыми российскими хозяйственными обществами». Если на одно и то же юридическое лицо одновременно распространяется действие Указов № 73 и № 903, то надо применять Указ № 73.
Указ № 1007 вступил в силу 25 ноября 2024 г.
Налоговое законодательство
Утверждена новая форма декларации по налогу на прибыль организаций
Приказ ФНС России от 02 октября 2024 г. № ЕД-7-3/830@ «Об утверждении формы, порядка заполнения (представления) и формата представления в электронной форме налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, а также о внесении изменений в приложение к приказу ФНС России от 29.02.2024 N ЕД-7-3/164@»
Изменены названия некоторых разделов, добавлены новые. В частности, подраздел 1.1 теперь называется «Налог в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ» (ранее он назывался «Для организаций, уплачивающих авансовые платежи и налог на прибыль организаций»).
В этот подраздел, а также в подраздел 1.2 («Ежемесячные авансовые платежи») теперь добавлена строка «КПП по месту нахождения организации (обособленного подразделения)». Это позволит использовать подразделы для декларирования сумм налога, которые зачисляются в бюджеты субъектов РФ, в одной декларации, представляемой по месту нахождения организации.
В подраздел 1.3 добавили пункты, в которых необходимо указывать фиксированные сроки уплаты налога по каждому виду дохода. Суммы налога нужно приводить по кодам бюджетной классификации.
Есть и другие изменения.
Документ вступает в силу 29 января 2025 г. Новая форма будет подаваться организациями с первого отчетного периода 2025 г.
Одновременно признаются утратившими силу ряд приказов ФНС России, действующих сейчас на ту же тему (в том числе приказ ФНС России от 23 сентября 2019 г. № ММВ-7-3/475@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме»).
Соглашение об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия начнет применяться с 1 января 2025 г.
Соглашение будет применяться с 1 января 2025 года:
- в отношении налогов, удерживаемых у источника, - с сумм, выплачиваемых или начисляемых 1 января или после 1 января 2025 года;
- в отношении других налогов - по налогам, подлежащим уплате за любой налоговый год, начинающийся 1 января или после 1 января 2025 года.
Действие соглашения между Правительством РФ и Правительством Канады об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество приостанавливается
Действие Соглашения приостановлено с 18 ноября 2024 г. согласно ноте Посольства Канады в г. Москве.
С января 2025 г. будет применяться обновленный состав сведений об индивидуальном инвестиционном счете (ИИС), которые надо передавать при переходе клиента на обслуживание в другую финансовую организацию
Приказ ФНС России от 11 ноября 2024 г. № ЕД-7-11/1015@ «Об утверждении состава сведений о физическом лице, его расходах, связанных с приобретением и хранением ценных бумаг, и о его индивидуальном инвестиционном счете, предоставляемых брокером, управляющим или управляющей компанией открытого паевого инвестиционного фонда другому брокеру, управляющему или управляющей компании открытого паевого инвестиционного фонда» (далее – новый приказ).
Чтобы обеспечить «бесшовный» перенос индивидуального инвестиционного счета (ИИС) инвестора – физического лица, который решил перейти к другому брокеру, доверительному управляющему или управляющей компании (далее все вместе – финансовая организация), прежняя финансовая организация, от которой уходит инвестор, обязана сама передать новой финансовой организации определенный набор сведений об ИИС. Состав передаваемых сведений утверждается приказом ФНС России (пункт 4 статьи 10.2-1 Федерального закона от 22 апреля 1996г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», далее – Закон о рынке ценных бумаг).
Новый приказ заменяет ранее принятый приказ ФНС России от 15 декабря 2014 г. № ММВ-7-11/646@, действующий сейчас на ту же тему.
В новом приказе в состав сведений добавлен пункт 18: «Информация о представлении физическим лицом заявления в соответствии с частью 6 статьи 4 Федерального закона от 19 декабря 2023 г. № 600-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в отношении индивидуального инвестиционного счета».
Часть 6 статьи 4 Закона 600-ФЗ предусматривает, что в отношении договоров на ведение ИИС, которые были заключены с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2023 г., положения статьи 10.2-1 Закона о рынке ценных бумаг в редакции Закона 600-ФЗ применяются, если инвестор сделал об этом заявление.
Это позволяет трансформировать ИИС «старого образца», которые были открыты в период действия прежних редакций статьи 10.2-1 Закона о рынке ценных бумаг (ИИС-1 и ИИС-2), в ИИС «нового образца» (ИИС-3).
Если инвестор сделал заявление о трансформации ИИС в своей прежней финансовой организации, в которой у него был открыт ИИС, то согласно новому приказу она передаст сведения о заявлении инвестора новой финансовой организации, в которую инвестор перешел на обслуживание.
Новый приказ вступает в силу 3 января 2025 г.
Прибыль организаций от реализации акций (долей) аккредитованных российских ИТ-компаний в 2025 году будет облагаться по ставке 5%
Федеральный закон от 29 ноября 2024 г. № 416-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
В статью 284 («Налоговые ставки») по налогу на прибыль организаций добавляется новый пункт 4.1-2, который предусматривает применение к доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей участия в уставном капитале) аккредитованных российских ИТ-компаний, налоговой ставки в размере 5%.
Налоговая ставка 5% применяется, если одновременно соблюдены следующие условия:
- на дату реализации или иного выбытия акций (долей) ИТ-компании они непрерывно принадлежат налогоплательщику более 3 лет;
- не более 50% активов ИТ-компании прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ;
- по итогам расчетного периода по страховым взносам, предшествующего году, на который приходится дата реализации или иного выбытия акций (долей), ИТ-компания применяла единый пониженный тариф страховых взносов, предусмотренный пунктом 2.2 статьи 427 НК РФ.
Из последнего условия следует, что льготная 5% ставка налога на прибыль будет применяться только при реализации или ином выбытии акций ИТ-компаний в 2025 году, т.к. тарифы страховых взносов, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 427 НК РФ, действуют для ИТ-компаний только в 2023 и 2024 годах, а с 2025 года меняются на другие (менее льготные) тарифы, которые предусмотрены новым пунктом 2.2-1 статьи 427 НК РФ.
Если акции ИТ-компании относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке, и в налоговом периоде налогоплательщик реализовал не более 1% от общего количества акций ИТ-компании, то налоговая ставка 5% применяется независимо от состава активов ИТ-компании.
Если соблюдены общие условия для применения 0% ставки налога на прибыль от реализации акций (статьи 284.2, 284.7 НК РФ), то применяется 0% ставка.
Указанные изменения НК РФ вступают в силу 1 января 2025 года.
Налогообложение цифровой валюты с 2025 года
Федеральный закон от 29 ноября 2024 г. № 418-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Цифровая валюта для целей НК РФ признается имуществом.
Майнинг цифровой валюты и реализация цифровой валюты не облагаются НДС (новые пункты 27 и 28 пункта 2 статьи 146 НК РФ).
Если цифровая валюта получена физическим лицом в результате майнинга в РФ, то она признается доходом в натуральной формеот источников в РФ и облагается по ставке НДФЛ от 13% до 22%.
Стоимость цифровой валюты, полученной в результате майнинга, определяется по рыночным котировкам (что это такое, см. далее) на дату, когда майнер получил право распоряжаться «добытой» цифровой валютой (дата признания дохода).
Налоговая база по цифровой валюте, полученной в результате майнинга, может быть уменьшена на сумму вычетов:
- имущественный вычет в размере фактических и документально подтвержденных расходов на майнинг (например, оплата электроэнергии); или
- профессиональный налоговый вычет (для зарегистрированных ИП).
Для определения конкретной суммы и ставки НДФЛ, налоговая база по цифровой валюте, полученной в результате майнинга, суммируется с другими налоговыми базами, к которым применяется шкала НДФЛ от 13% до 22% (зарплата и прочее).
Доход, полученный физическим лицом от приобретения, продажи или иной реализации цифровой валюты, облагается по ставке НДФЛ от 13% до 15%.
Для определения конкретной суммы и ставки НДФЛ, налоговая база по такому доходу суммируется с другими налоговыми базами, к которым применяется шкала НДФЛ от 13% до 15% (дивиденды, доходы от операций с ценными бумагами и прочее).
Цифровая валюта, полученная в результате майнинга организацией, признается внереализационным доходом и облагается по стандартной ставке налога на прибыль, т.е. 25%.
Как и для физических лиц, стоимость цифровой валюты, полученной организацией в результате майнинга, определяется по рыночным котировкам на дату признания дохода.
Рыночная котировка – это «цена закрытия» иностранного организатора торговли по итогам торгового дня, если дневной объем торгов этого организатора по сделкам с цифровой валютой превышает 100 млрд. руб. и информация о рыночных котировках цифровой валюты этого организатора опубликована на его официальном Интернет-сайте за предшествующие три года.
Доход (выручка) организации от реализации цифровой валюты для целей налогообложения не может быть меньше 80% от рыночной котировки.
Налоговая база организации по операциям с цифровой валютой определяется отдельно от общей налоговой базы. Исключение – использование цифровой валюты для платежей по внешнеторговым договорам в рамках экспериментального правового режима. В этом случае доходы и расходы по операциям с цифровыми валютами (кроме майнинга) учитываются в общей налоговой базе.
Указанные изменения НК РФ вступят в силу 1 января 2025 года.
Законодательство о противодействии отмыванию денег
Проект новых правил представления информации в Росфинмониторинг. Личные фонды и майнеры цифровой валюты включены в «антиотмывочное» законодательство
Проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил представления информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу лицами, указанными в статье 7.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и направления Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов указанным лицам» размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов с идентификационным номером 152679.
В пояснительной записке к проекту указано, что он разработан в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон 115-ФЗ) Федеральным законом от 8 августа 2024 г. № 222-ФЗ.
Проект расширяет перечень лиц, которые обязаны представлять информацию в Росфинмониторинг. В этот перечень впервые включены:
- исполнительные органы личных фондов, кроме наследственных (раньше обязанность представлять информацию в Росфинмониторинг была только у международных личных фондов, кроме наследственных);
- лица, осуществляющие майнинг цифровой валюты, в т.ч. участники майнинг-пула (далее – майнеры);
- лица, организующие деятельность майнинг-пула (далее – организаторы майнинг-пула).
Исполнительные органы личных фондов и майнеры будут обязаны сообщать в Росфинмониторинг об операциях и сделках, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 7.1 Закона 115-ФЗ, при наличии любых оснований полагать, что целью таких операций и сделок может быть отмывание незаконных доходов или финансирование терроризма. Это могут быть сделки и операции:
- с недвижимым имуществом;
- по управлению денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
- по управлению банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
- по привлечению денежных средств для создания или обеспечения деятельности юридических лиц и иных организаций, иностранных юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица, а также для управления ими;
- по созданию или обеспечению деятельности юридических лиц и иных организаций, иностранных юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица, а также по управлению ими;
- по купле-продаже юридических лиц, иностранных юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица;
- по майнингу цифровой валюты;
- по распределению цифровой валюты, выпущенной (полученной) в результате майнинга.
На практике для майнеров будут актуальны два последних пункта из этого списка, а для личных фондов – список полностью, в зависимости от того, какое имущество «упаковано» в конкретный личный фонд.
Организаторы майнинг-пула будут обязаны уведомить Росфинмониторинг при наличии любых оснований полагать, что цифровая валюта, которую они распределяют среди участников майнинг-пула, может быть использована для отмывания незаконных доходов или финансирования терроризма.
Информация представляется в Росфинмониторинг в течение 3 рабочих дней после выявления операций или сделок, в отношении которых возникают подозрения, либо (для организаторов майнинг-пула) выявления цифровой валюты, в отношении которой возникают подозрения.
Также все указанные выше лица будут обязаны не позднее 1 рабочего дня уведомлять Росфинмониторинг о принятых ими мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лиц, включенных в списки террористов, экстремистов и иные подобные списки.
Электронные подписи
Ратифицировано соглашение с Республикой Беларусь о признании электронных подписей при трансграничном электронном взаимодействии
Федеральный закон от 30 ноября 2024 г. № 424-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке признания электронной подписи (электронной цифровой подписи) в электронном документе при трансграничном электронном взаимодействии» (далее – Соглашение)
«Трансграничное электронное взаимодействие» – это информационное взаимодействие в электронной форме между отправителем (получателем) информации, зарегистрированным в государстве одной Стороны (т.е. в России или Беларуси), и получателем (отправителем) информации, зарегистрированным в государстве другой Стороны (соответственно в Беларуси или России).
Критерии, которым должна соответствовать электронная подпись, используемая при трансграничном электронном взаимодействии, установлены в статье 4 Соглашения. В том числе:
- электронная подпись (ЭП) создана в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа ЭП;
- (ЭП) позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;
- ключ проверки ЭП указан в сертификате, который создан удостоверяющим центром, аккредитованным в соответствии с законодательством государства соответствующей Стороны;
- создание ЭП участником электронного взаимодействия осуществляется с использованием средств, имеющих подтверждение соответствия требованиям, установленным законодательством государства Стороны, в котором он зарегистрирован, и др.
Из этого следует, что на простые электронные подписи (логины, пароль и пр.), которые созданы без криптографического преобразования информации, Соглашение не распространяется.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 1, Соглашение не применяется, когда оба трансграничных участника электронного взаимодействия являются:
- государственными органами;
- участниками банковских и платежных правоотношений при проведении банковских и (или) платежных операций.
Соглашение вступит в силу «с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу» (пункт 3 статьи 8).
Законодательство о персональных данных
За незаконные использование, передачу, сбор и хранение компьютерной информации, содержащей персональные данные, теперь предусмотрена отдельная статья Уголовного кодекса РФ
Федеральный закон от 30 ноября 2024 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»
УК РФ дополнен новой статьей 272.1 «Незаконные использование и (или) передача, сбор и (или) хранение компьютерной информации, содержащей персональные данные, а равно создание и (или) обеспечение функционирования информационных ресурсов, предназначенных для ее незаконных хранения и (или) распространения».
Максимальный срок лишения свободы, если деяние будет квалифицировано по самым «тяжелым» частям этой статьи, составляет 5 лет.
Действие статьи 272.1 УК РФ не распространяется «на случаи обработки персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд», т.е. в таких случаях уголовная ответственность не наступает.
Изменения в УК РФ вступили в силу 11 декабря 2024 года
В КоАП РФ введены оборотные штрафы за утечку персональных данных. Максимальный размер штрафа – 500 млн руб.
Федеральный закон от 30 ноября 2024 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
В статье 13.11 КоАП РФ («Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных») появились новые составы правонарушений, связанные с утечкой персональных данных.
Если произошла утечка персональных данных и оператор обработки персональных данных не уведомил или несвоевременно уведомил Роскомнадзор о выявленной утечке, то размер штрафа на оператора - юридическое лицо составляет до 3 млн. руб.
За саму утечку персональных данных предусмотрены штрафы, которые зависят от масштабов утечки и категории «утекших» персональных данных.
<Число субъектов, в отношении которых допущена утечка; и/или |
Число идентификаторов, в отношении которых допущена утечка |
Размер штрафа для юридических лиц |
1 тыс.-10 тыс. |
10 тыс.-100 тыс. |
От 3 до 5 млн. руб. |
10 тыс.-100 тыс. |
100 тыс.-1 млн. |
От 5 до 10 млн. руб. |
Более 100 тыс. |
Более 1 млн. |
От 10 до 15 млн. руб. |
Утечка специальных категорий персональных данных влечет штраф на юридическое лицо до 15 млн. руб., утечка биометрических данных - до 20 млн. руб., даже если утечка допущена в отношении только одного субъекта персональных данных или идентификатора.
Если юридическое лицо уже было подвергнуто административному наказанию за утечку персональных данных, то за новое нарушение предусмотрен оборотный штраф в размере от 1% до 3% всей выручки за предшествующий календарный год, но не менее 20 млн. руб. (в некоторых случаях – не менее 25 млн. руб.) и не более 500 млн. руб.
Если утечка персональных данных произошла в коммерческой организации, то к административной ответственности привлекают только саму организацию, а не ее должностных лиц. Такой вывод можно сделать из примечаний к статье 13.11 КоАП РФ.
Изменения в КоАП РФ вступят в силу 30 мая 2025 года.
Законопроекты
Правительство РФ предлагает смягчить правила о преимущественном праве покупки доли в ООО
Проект федерального закона № 788656-8 «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»
Проект федерального закона № 788669-8 «О внесении изменений в статьи 66.3 и 93 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»
Оба проекта внесены в Государственную Думу Правительством РФ.
Согласно статье 21 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) в действующей редакции, участник ООО, намеренный продать свою долю или часть доли третьему лицу, обязан известить всех других участников, которые имеют право на преимущественную покупку доли (части доли).
Согласно пункту 3 статьи 66.3 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) в действующей редакции, уставом ООО, утвержденным единогласно всеми участниками ООО, можно установить иной порядок осуществления преимущественного права, чем в Законе об ООО, но полностью отменить преимущественное право невозможно.
Необходимость соблюдать преимущественное право усложняет сделки с долями в ООО и удлиняет сроки исполнения таких сделок.
При этом Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ в определении от 11 июня 2020 г. № 306-ЭС19-24912 указала, что в силу презумпции диспозитивности, положенной в основу регулирования ООО, все правила, касающиеся отчуждения доли в ООО третьим лицам, включая преимущественное право, могут быть изменены или полностью отменены уставом ООО.
Чтобы устранить противоречие между законодательством и судебной практикой, повысить гибкость и определенность регулирования корпоративных правоотношений в ООО, Правительство РФ предлагает закрепить в Законе об ООО и ГК РФ возможность внесения в устав ООО положений, согласно которым:
- преимущественное право не применяется для одного, нескольких или всех участников ООО; и (или)
- осуществление преимущественного права одним, несколькими или всеми участниками ООО обусловлено наступлением или ненаступлением определенных обстоятельств, сроком либо их сочетанием.
Согласно законопроектам, такие положения могут быть внесены в устав только по единогласному решению всех участников ООО.
Сроки рассмотрения законопроектов на данный момент не определены.