Актуальный мониторинг законодательства (31.03.2025 - 16.05.2025)

Содержание мониторинга

Корпоративное законодательство и практика его применения 

Решение единственного акционера должно быть подтверждено регистратором или нотариусом

В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) принятие решения общим собранием акционеров на заседании (т.е. в очной форме) должно быть подтверждено в публичных АО – регистратором, в непубличных АО – регистратором или нотариусом.

В обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются этим акционером единолично и оформляются письменно (пункт 6 статьи 47 Федерального закона «Об акционерных обществах»).

Банк России раньше придерживался позиции, что подтверждать решение единственного акционера (РЕА) у регистратора или нотариуса не обязательно, поскольку требования пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ на РЕА не распространяются (например, пункт 9 Письма Банка России от 25 ноября 2015 года № 06-52/10054).

Но сейчас подразделения Банка России приостанавливают государственную регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг, если в комплекте документов, представленных для регистрации, есть РЕА, которое не подтверждено нотариусом или регистратором.

Из письменных уведомлений Банка России о приостановлении регистрации следует, что позиция Банка России изменилась, и теперь Банк России, с опорой на судебную практику, полагает, что требования пункта 3 статьи 67.1 ГК подлежат применению к РЕА.

Таким образом, РЕА должно быть подтверждено в том же порядке, что и решение, принятое на заседании общего собрания акционеров.

Приостановить почтовые рассылки акционерам – «молчунам» можно будет не ранее августа 2026 года

Главные управления Банка России (ГУ БР) в некоторых регионах разослали участникам финансового рынка письма, в которых разъясняется применение статьи 52.1 Федерального закона «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) о приостановлении почтовых рассылок акционерам, от которых возвращаются неполученные письма (акционеры – «молчуны»).

Согласно позиции, изложенной в письмах ГУ БР, положения статьи 52.1 Закона об АО, которая вступила в силу 8 августа 2024 г., не имеют обратной силы, а, следовательно, двухлетний срок, предусмотренный пунктом 1 этой статьи, по истечении которого можно приостановить почтовые рассылки акционерам – «молчунам», тоже должен исчисляться с 8 августа 2024 г.

Это означает, что приостановить почтовые рассылки можно будет не ранее августа 2026 года.

Также в письмах ГУ БР разъясняется, что в решении общего собрания акционеров о приостановлении почтовых рассылок или в приложении к решению должен содержаться поименный список акционеров, которым будут приостановлены почтовые рассылки.

Первый в 2025 году обзор судебной практики Верховного Суда РФ. Есть интересные позиции по корпоративным спорам

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2025)

На что советуем обратить внимание:

Сделка хозяйственного общества может быть признана крупной, даже если стоимость отчуждаемого имущества не превышает 25% балансовой стоимости активов общества

Такой вывод следует из пункта 21 обзора, в котором рассмотрен спор о признании недействительной сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежавшего ООО.

Отменяя акты нижестоящих судов, отказавших в признании сделки недействительной, Судебная коллегия по экономическим спорам (далее – Судебная коллегия) указала:

«Сделка может быть признана крупной, даже если формально балансовая стоимость выбывших активов не превысила 25 процентов общей балансовой стоимости активов (количественный критерий), но отчужденный актив являлся ключевым для общества - его утрата не позволяет юридическому лицу вести свою деятельность или ее отдельные виды.

Равным образом сделка может быть признана крупной и в ситуации, когда непосредственно после ее совершения формально не появились признаки невозможности осуществления обществом его деятельности или существенного изменения видов деятельности юридического лица, однако в будущем исполнение взятых на себя обязательств может привести к таким последствиям».

Таким образом, Судебная коллегия ориентирует арбитражные суды, что качественный признак крупной сделки (последствия для общества от ее совершения) важнее количественного (балансовая стоимость отчуждаемого имущества).

Акционер вправе требовать выкупа обществом принадлежащих ему акций с момента одобрения общим собранием совершения крупной сделки, а не только после ее фактического заключения обществом (пункт 22 обзора).

Распределение долей в обществе 50/50 само по себе не препятствует исключению одного участника по иску другого. Суд решает, кто «хороший» участник, а кто «плохой» и исключает «плохого» участника по иску «хорошего»

Такой вывод следует из пункта 23 обзора, в котором изложены обстоятельства спора между двумя участниками ООО, каждому из которых принадлежало по 50% уставного капитала, об исключении одного участника по иску другого.

Отменяя акты нижестоящих судов, отказавших в иске, Судебная коллегия указала:

«Равное распределение долей между двумя участниками само по себе не предопределяет невозможность исключения одного из участников по иску другого участника. Иное толкование указанных норм гражданского и корпоративного законодательства приводило бы к тому, что один из равноправных участников получал бы закрепленную законом возможность недобросовестного поведения по отношению к другому.

В ситуации, когда корпоративный конфликт носит затяжной характер и его возникновение повлекло за собой череду взаимных действий обоих участников, для правильного разрешения спора суд по результатам оценки совокупности доказательств и доводов сторон должен сделать вывод, кто из участников в действительности сохраняет интерес в ведении общего дела, а кто стремится извлечь преимущество (собственную выгоду) из конфликта, создавая основные препятствия для достижения целей деятельности общества».

Если процесс раздела общего имущества супругов уже начат, то в устав общества не могут быть внесены изменения, которые препятствуют вхождению супруга (бывшего супруга) в состав участников общества

Такой вывод следует из пункта 24 обзора, в котором изложены обстоятельства спора между участником ООО и его бывшей супругой.

Участнику ООО принадлежало 100% уставного капитала.

Решением суда общей юрисдикции по делу о разделе имущества было установлено право бывшей супруги на 50% уставного капитала ООО.

Пока рассматривался спор о разделе имущества, участник ООО внес в устав изменения, согласно которым отчуждение или переход доли или части доли в уставном капитале ООО к третьим лицам иным образом, чем продажа, были возможны только с согласия общего собрания участников ООО.

Далее, основываясь на этих изменениях в устав, участник ООО (а также само ООО) обратились к бывшей супруге с иском о переводе на общество прав на 50% долю, присужденную бывшей супруге решением суда о разделе имущества.

Бывшая супруга оспорила решение участника ООО о внесении изменений в устав.

Отменяя акты нижестоящих судов, которые разрешили спор не в пользу бывшей супруги, Судебная коллегия указала следующее:

«Внося … изменения в устав общества в период неоконченного спора о разделе общего имущества супругов (после завершения рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, но до завершения рассмотрения дела кассационным судом общей юрисдикции), истец по первоначальному иску, являвшийся на тот период единственным участником общества, преследовал только цель воспрепятствовать вхождению в состав участников юридического лица своей бывшей супруги».

Верховный Суд РФ защитил права российского инвестора на принудительную конвертацию депозитарных расписок в российские акции

Определение Верховного Суда РФ от 14 апреля 2025 г. № 305-ЭС24-23218

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16 апреля 2022 г. № 114-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон 114-ФЗ) обращение российских акций, организованное посредством размещения иностранных депозитарных расписок, было прекращено, а их держатели (далее – инвесторы) имели право на получение в прямое владение российских акций.

Если права инвестора на расписки учитывались в иностранной инфраструктуре и такой инвестор вследствие иностранных санкций был лишен возможности погасить расписки в стандартном порядке (например, не мог подать инструкцию о погашении расписок иностранному брокеру, в котором у инвестора был открыт счет для учета расписок), то статья 6 Закона 114-ФЗ предусматривала процедуру «принудительной конвертации».

Суть принудительной конвертации состояла в том, что инвестор мог напрямую обратиться в российский депозитарий, в котором был открыт счет депо депозитарных программ, и потребовать, чтобы депозитарий открыл инвестору счет депо владельца и зачислил на этот счет российские акции, причитающиеся инвестору при погашении расписок.

К заявлению надо было приложить документы, подтверждающие, что инвестор на установленную дату владел соответствующим количеством расписок в иностранной инфраструктуре.

Точный перечень документов и требования к их оформлению в Законе 114-ФЗ не определены, однако в части 25 статьи 6 указано, что «при наличии обоснованных сомнений в полноте и (или) достоверности либо при недостаточности сведений» российский депозитарий был вправе отказать в принудительной конвертации.

Именно это и произошло с инвестором в деле № А40-155508/2023, рассмотренном Судебной коллегией по экономическим спорам: его заявления о принудительной конвертации расписок, направленные в российский депозитарий, были оставлены без удовлетворения, после чего инвестор обратился в суд с иском обязать российский депозитарий провести конвертацию.

Нижестоящие суды в иске отказали, исходя из того, что истцом не были представлены необходимые документы в установленной форме для проведения принудительной конвертации.

Судебная коллегия отменила акты нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение, указав следующее:

«… вопрос о перечне документов, необходимых и достаточных для удовлетворения требования лица о принудительной конвертации, должен решаться российским депозитарием с учетом конкретной ситуации, сложившейся у заявителя, принимая во внимание какие действия объективно доступны лицу для подтверждения юридически значимых фактов и являются разумными.

Критерий отсутствия обоснованных сомнений для принудительной конвертации ценных бумаг… не устанавливает необходимости предъявления лицом таких доказательств, которые подтверждают владение им иностранными ценными бумагами с бесспорностью (стандарт доказывания за пределами разумных сомнений).

…от лица, пострадавшего от действий иностранных государств и финансовых организаций, ошибочно требовать создания такой степени уверенности, при которой не остается никаких сомнений в том, что иностранные ценные бумаги принадлежат данному лицу.

… депозитарий, рассматривая заявление заинтересованного лица о принудительной конвертации ценных бумаг, не вправе запрашивать (требовать) документы, получение которых в сложившихся обстоятельствах объективно невозможно или чрезмерно затруднительно для заявителя».

Данная правовая позиция может быть применена и в иных случаях, для которых федеральными законами предусмотрены процедуры, схожие с принудительной конвертацией по Закону 114-ФЗ (например, при вступлении бенефициаров иностранной холдинговой компании в прямое владение акциями экономически значимой организации в соответствии с Федеральным законом от 4 августа 2023 г. № 470-ФЗ).

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд отказался изъять акции Соликамского магниевого завода у акционеров, которые приобрели акции на бирже

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2025 г. по делу № А50-21394/2022

В деле № А50-21394/2022 рассматривался иск прокурора Пермского края об истребовании в пользу РФ акций ОАО «Соликамский магниевый завод» (далее – завод) у миноритарных акционеров.

«Контрольный пакет» акций завода был истребован в пользу РФ у мажоритарных акционеров ранее в рамках другого судебного дела № А50-24570/2021.

Основанием иска стали нарушения, допущенные, как утверждал истец, при приватизации завода в 1990-х годах.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 2 апреля 2024 г. (далее – Решение) требования прокурора по делу № А50-21394/2022 были полностью удовлетворены.

Дело № А50-21394/2022 привлекло большое внимание, потому что в соответствии с Решением акции завода были истребованы даже у тех акционеров, которые приобрели их на организованных (биржевых) торгах (далее – «биржевые инвесторы»).

При этом суд первой инстанции отклонил доводы ответчиков, что акции не могут быть истребованы у биржевых инвесторов, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 149.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) «бездокументарные ценные бумаги, приобретенные на организованных торгах, … не могут быть истребованы от добросовестного приобретателя».

На Решение были поданы апелляционные жалобы, в том числе от Московской биржи и Банка России.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 16 мая 2025 г. частично отменил Решение и отказал в истребовании акций именно у биржевых инвесторов. Решение об истребовании акций у остальных акционеров было оставлено в силе.

Апелляционный суд согласился с судом первой инстанции, что завод был приватизирован с нарушениями, но указал, что в силу пункта 1 статьи 149.3 ГК РФ акции завода не могут быть истребованы из владения биржевых инвесторов, являющихся добросовестными приобретателями.

Апелляционный суд отметил, что «установление подобного механизма защиты добросовестного приобретателя имущества на организованных торгах соответствует, прежде всего, именно публичному интересу общества и государства», а также что «имущество, реализованное в рамках законных организованных торгов, не может считаться вышедшим из владения помимо воли собственника».

В итоге 1598 биржевых инвесторов сохранили свои права на акции завода.

Прокурор имеет право подать кассационную жалобу, поэтому дело № А50-21394/2022 еще нельзя считать завершенным.

Конституционный Суд РФ подтвердил, что срок исковой давности по делам о «деприватизации» не обязательно исчислять с момента, когда спорное имущество перешло в частную собственность

Определение Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2025 г. № 913-О

Определение Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2025 г. № 914-О

В последние годы распространена практика, когда прокуроры подают иски об изъятии в пользу государства приватизированного имущества (в том числе акций приватизированных предприятий) на том основании, что приватизация была проведена с нарушениями, а, следовательно, имущество перешло в частную собственность незаконно.

Еще одним основанием для исков о «деприватизации» является неисполнение частными собственниками обязанности по сохранению целевого назначения объектов имущества после их включения в состав приватизируемого предприятия.

Возражая против иска, ответчики – нынешние владельцы изымаемого имущества – ссылаются на пропуск исковой давности, поскольку после завершения приватизации прошло много лет и все эти годы информация о нахождении приватизированных предприятий в частной собственности была общеизвестной.

Суды, за редким исключением, отклоняют заявления о пропуске срока исковой давности и удовлетворяют иски.

Вопрос, как правильно применять исковую давность в делах о «деприватизации», дошел до Конституционного Суда, который, однако, разрешил этот вопрос не так, как хотелось бы ответчикам.

Согласно позиции Конституционного Суда, «момент, когда публично-правовому образованию стало или должно было стать известно о нарушении своих прав … определяется судом с учетом всей совокупности фактических обстоятельств, поэтому таковым не обязательно является дата перехода соответствующего объекта из публичной собственности в частную в ходе приватизации».

Позиция Конституционного Суда подтверждает сложившуюся практику, когда суды исчисляют срок исковой давности с относительно недавнего момента (например, с момента завершения прокуратурой проверки законности приватизации) и указывают, что на день предъявления иска о «деприватизации» этот срок еще не истек.

Также Конституционный Суд напомнил, что если основанием для иска об изъятии акций или иного имущества в собственность государства является нарушение антикоррупционного законодательства (а не какие-либо другие нарушения), то срок исковой давности для таких исков в законодательстве «считается неустановленным», т.е. отсутствует (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 2024 г. № 49-П).

Международные компании и экономически значимые организации

Банк России определил особенности выплаты дивидендов по акциям международной компании

Указание Банка России от 9 января 2025 г. № 6983-У «Об особенностях выплаты дивидендов по акциям международной компании, права на которые учитываются на лицевых счетах иностранного номинального держателя, иностранной организации, являющейся регистратором в соответствии с ее личным законом, иностранного уполномоченного держателя и лицевых счетах депозитарных программ»

Указание 6983-У применяется, если выплата дивидендов по акциям международной компании (МК), учтенным на вышеперечисленных лицевых счетах, должна осуществляться «с соблюдением особого (специального) порядка исполнения обязательств», который установлен на основании федеральных законов.

Например, таким особым порядком является требование выплачивать дивиденды, причитающиеся «недружественным лицам», только на банковские счета типа «С», согласно Указу Президента РФ от 5 марта 2022 г. № 95.

К выплате дивидендов по акциям международной компании (МК), которые учитываются в реестре на «обычных» лицевых счетах (владельцев, доверительных управляющих, российских номинальных держателей), Указание 6983-У не применяется.

К выплате дивидендов по акциям МК, учтенным на лицевом счете депозитарных программ (ЛСДП), Указание 6983-У должно применяться с учетом того, что выплата дивидендов по таким акциям возможна при условии, что депозитарная программа продолжает действовать (имеется разрешение российских властей на продолжение обращения депозитарных расписок на акции МК). В остальных случаях акции, учтенные на ЛСДП, не предоставляют права голоса и по ним не выплачиваются дивиденды (часть 4 статьи 5 Федерального закона от 4 августа 2023 г. № 452-ФЗ).

Особенность выплаты дивидендов в соответствии с Указанием 6983-У состоит в том, что обычный порядок выплаты дивидендов «каскадом» (через цепочку номинальных держателей) не применяется.

Вместо этого МК выплачивает дивиденды по акциям, учтенным на лицевых счетах, которые перечислены в наименовании Указания 6983-У, напрямую владельцам и иным лицам, имеющим право на получение таких дивидендов (далее – акционеры).

МК размещает на своем Интернет-сайте объявление о выплате дивидендов.

Акционер в течение 60 дней вправе направить в МК заявление о перечислении выплат. К заявлению должны быть приложены документы, идентифицирующие акционера и подтверждающие его право на акции, по которым выплачиваются дивиденды.

После окончания срока приема заявлений МК принимает решение о выплате дивидендов или об отказе в выплате.

Если документы, направленные конкретным заявителем, являются неполными или недостоверными, МК отказывает в выплате дивидендов этому заявителю.

Если заявления в совокупности поданы на большее количество акций, чем имелось на соответствующих лицевых счетах на нужную дату, то МК отказывает в выплате дивидендов всем заявителям.

Если дивиденды, причитающиеся конкретному акционеру, подлежат зачислению на «банковский счет, открытый в соответствии со специальным порядком исполнения обязательств» (например, на банковский счет типа «С»), МК обязана перечислить дивиденды именно на такой счет.

Невостребованный остаток дивидендов перечисляется на банковские счета (в необходимых случаях – на банковские счета типа «С») иностранного номинального держателя, иностранного регистратора, иностранного уполномоченного держателя и лица, которому открыт лицевой счет депозитарных программ.

Указание 6983-У вступило в силу 4 мая 2025 года.

Минэк предлагает расширить применение закона об экономически значимых организациях (ЭЗО)

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями» размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов с идентификационным номером 156552.

Разработчиком проекта является Минэкономразвития России.

Проект предусматривает, что статус ЭЗО может получить российское хозяйственное общество (далее – «дочернее общество»), в котором более 50% голосующих акций (долей) принадлежит другому хозяйственному обществу, уже имеющему статус ЭЗО (далее – «материнская ЭЗО»).

Для получения статуса ЭЗО дочернее общество должно удовлетворять следующим условиям:

Цель получения статуса ЭЗО дочерним обществом – приостановить корпоративные права ИХК не только в материнской ЭЗО, но и в ее дочернем обществе.

Это актуально для случаев, когда корпоративные права ИХК в отношении материнской ЭЗО уже приостановлены, но ИХК сохраняет блокирующий пакет акций (долей) в дочернем обществе и создает препятствия материнской ЭЗО для нормального управления им.

Паевые инвестиционные фонды

С 1 марта 2026 года управляющие компании смогут передавать часть своих обязанностей на аутсорсинг специализированным депозитариям

Федеральный закон от 23 мая 2025 г. № 124-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Закон вносит изменения в Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» и др.

На что обратить внимание:

Если такая возможность предусмотрена правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом (далее – «фонд», «правила») и договором со специализированным депозитарием, то управляющая компания (УК) вправе возложить на специализированный депозитарий фонда исполнение обязанностей:

Если речь идет о закрытом фонде, то изменения в его правила, которые устанавливают или исключают право УК возложить на специализированный депозитарий исполнение обязанностей, должны быть утверждены решением общего собрания владельцев инвестиционных паев.

О возложении обязанностей на специализированный депозитарий УК обязана уведомить Банк России в течение одного рабочего дня.

Специализированный депозитарий, на которого возложено исполнение обязанностей, будет нести вместе с УК солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение перед владельцами паев.

Кроме того, на уровне закона закреплена обязанность УК обеспечить получение специализированным депозитарием первичных документов от банков, брокеров и клиринговых организаций, в которых открыты счета для учета денежных средств и прочего имущества фонда.

Если такая возможность будет предусмотрена правилами фонда, то УК вправе передавать слитки драгоценных металлов, являющиеся активами фонда, на хранение напрямую в кредитную организацию, а не в специализированный депозитарий. Специализированный депозитарий будет контролировать распоряжение слитками путем подписания документов, на основании которых кредитная организация совершает операции со слитками.

Правилами закрытого фонда, инвестиционные паи которого ограничены в обороте (т.е. предназначены только для квалифицированных инвесторов), можно будет предусмотреть, что информация о фонде предоставляется только владельцам его паев и иному ограниченному кругу лиц, а не любому заинтересованному лицу.

Документы для государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг в Банк России будут представляться только в электронной форме.

Все вышеперечисленные изменения вступят в силу 1 марта 2026 года.

Банк России установил требования к инвестиционным паям закрытых паевых инвестиционных фондов, которые могут приобретать «обычные» физические лица

Указание Банка России от 12 марта 2025 г. № 7007-У «Об установлении требований к инвестиционным паям закрытых паевых инвестиционных фондов в целях применения подпункта 4 пункта 2 статьи 3.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и подпункта 3 пункта 1 статьи 21.1 Федерального закона от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах

Правила доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом могут предусматривать, что его паи предназначены не только для квалифицированных инвесторов.

Физические лица, не являющиеся квалифицированными инвесторами и не прошедшие тестирование, могут приобретать инвестиционные паи таких фондов, но только в случаях, прямо предусмотренных законом, или при выполнении требований, установленных Банком России.

Указание 7007-У как раз устанавливает перечень таких требований:

Указание 7007-У вступило в силу 23 мая 2025 г.

С 1 марта 2026 года можно будет менять статус паевого инвестиционного фонда, паи которого предназначены только для квалифицированных инвесторов, на противоположный

Проект указания Банка России «Об условиях, соблюдение которых необходимо для исключения из правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом указания на то, что инвестиционные паи этого фонда предназначены для квалифицированных инвесторов» размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов с идентификационным номером 156512.

С 1 марта 2026 года вступает в силу новая редакция Федерального закона «Об инвестиционных фондах», согласно которой (подпункт 4.1 пункта 2 статьи 55) Банк России «устанавливает условия, соблюдение которых необходимо для исключения из правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом указания на то, что инвестиционные паи этого фонда предназначены для квалифицированных инвесторов».

В результате управляющие компании смогут «переделывать» фонды, первоначально предназначенные только для квалифицированных инвесторов, в фонды, паи которых не ограничены в обороте. При этом не потребуется прекращать фонд и создавать его заново в новом формате.

Проект нового указания определяет условия, при которых будет возможна такая «переделка» фонда.

Предполагается, что новое указание вступит в силу 1 марта 2026 г., одновременно с изменениями в Федеральный закон «Об инвестиционных фондах».

Инвестиционные платформы

Банк России рекомендует операторам инвестиционных платформ раскрывать больше информации об инвестициях через займы

Информационное письмо Банка России от 4 апреля 2025 г. № ИН-018-34/79 «О раскрытии информации операторами инвестиционных платформ»

В целях защиты инвесторов Банк России рекомендует операторам инвестиционных платформ раскрывать информацию:

Документы Банка России и НАУФОР по другим вопросам

Банк России утвердил новый базовый стандарт защиты прав клиентов брокеров

«Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц – получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих брокеров» (утв. Банком России 30 апреля 2025 г. № КФНП-14)

Для разных положений документа предусмотрены разные сроки начала их применения:

Банк России планирует обновить требования для признания лица квалифицированным инвестором

Проект указания Банка России «О требованиях, которым должно отвечать лицо для признания квалифицированным инвестором, порядке признания лица квалифицированным инвестором и порядке ведения реестра лиц, признанных квалифицированными инвесторами» размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов с идентификационным номером 156198.

Новое указание заменит Указание от 29 апреля 2015 г. № 3629-У, действующее сейчас на ту же тему.

В проекте предусмотрены послабления в части имущественных критериев для признания квалифицированными инвесторами физических лиц.

Сейчас размер имущества, принадлежащего физическому лицу (если для признания квалифицированным инвестором используется именно этот критерий), должен составлять не менее 12 млн. руб., с 1 января 2026 г. – не менее 24 млн. руб.

В проекте нового указания эти пороги сохраняются, но есть исключения.

Во-первых, при наличии определенного высшего образования, ученой степени либо при подтверждении уровня знаний физического лица брокером, управляющим, форекс-дилером, дилером, управляющей компанией (далее – подтверждение знаний) имущественный порог снижается в 2 раза - до 6 млн. руб. в 2025 г. и до 12 млн. руб. с 1 января 2026 г.

Во-вторых, вместо размера имущества, принадлежащего физическому лицу, можно воспользоваться другим критерием: размер дохода физического лица за два предшествующих года, не менее 12 млн. руб. в год, а при наличии высшего образования, ученой степени или при подтверждении знаний – не менее 6 млн. руб. в год.

Признание физического лица квалифицированным инвестором по результатам подтверждения знаний возможно только в отношении инвестиционных паев закрытых и интервальных ПИФов, а также бессрочных облигаций.

В остальных случаях лицо признается квалифицированным инвестором в отношении всех видов сделок, ценных бумаг и иных финансовых инструментов.

В проекте указано, что новое указание должно вступить в силу 23 мая 2025 года, когда вступает в силу обновленная редакция статьи 51.2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», посвященная квалифицированным инвесторам. Но, вероятно, новое указание вступит в силу позднее.

Акционеры (участники) финансовых организаций могу уведомлять Банк России через Госуслуги о приобретении крупных пакетов акций (долей)

Новые сервисы Банка России на Госуслугах

Через Госуслуги можно уведомить Банк России:

Обязанность уведомлять Банка России о таких фактах предусмотрена федеральными законами, регулирующими деятельность перечисленных выше финансовых организаций.

Ранее такие уведомления можно было подать только на бумажном носителе или через специальный электронный документооборот с Банком России.

Судопроизводство

С 1 января 2026 г. меняется порядок принятия к производству апелляционных жалоб в судах общей юрисдикции по гражданским делам

Федеральный закон от 1 апреля 2025 г. № 49-ФЗ
«О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»

Сейчас в судах общей юрисдикции действует порядок, согласно которому вопросы, связанные с принятием к производству апелляционных жалоб по гражданским делам, рассматривает и разрешает суд первой инстанции, т.е. именно тот суд, на решение которого подана апелляционная жалоба.

В некоторых случаях это создает конфликт интересов, так как судья имеет возможность затягивать или препятствовать принятию к производству жалобы на свое же решение.

Закон 49-ФЗ вносит изменения, согласно которым суд первой инстанции, получив апелляционную жалобу, передает ее в суд апелляционной инстанции, который далее сам решает, принимать жалобу к производству или нет.

Суд апелляционной инстанции (вместо суда первой инстанции, как сейчас) будет решать вопросы:

Другие изменения:

По общему правилу, заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока будет рассматриваться без проведения заседания и извещения лиц, участвующих в деле (сейчас наоборот: по общему правилу, проводится заседание).

Отменяется требование, что одновременно с повесткой или иным судебным извещением суд направляет ответчику копию искового заявления, а истцу – копию письменных объяснений ответчика. Это лишнее действие для суда, т.к. стороны обязаны направлять копии таких документов друг другу напрямую.

Закон 49-ФЗ вступит в силу 1 января 2026 г.

Международные договоры

Приостановлено действие налогового соглашения между РФ и Великобританией

Информационное сообщение Минфина России от 07 апреля 2025 г. о полном приостановлении действия Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества от 15 февраля 1994 г., а также Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии от 15 февраля 1994 г., заключенного в форме обмена нотами, о применении отдельных положений указанной Конвенции

Минфин России информирует, что Великобритания нотой от 28 марта 2025 г. официально уведомила о полном приостановлении действия Конвенции между Правительством РФ и Правительством Великобритании об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества от 15 февраля 1994 г., а также соглашения от 15 февраля 1994 г., заключенного в форме обмена нотами, о применении отдельных положений указанной конвенции.

Конвенция и соглашение приостанавливают свое действие в отношении Великобритании с 1 апреля 2025 г. применительно к налогу с корпораций и с 6 апреля 2025 г. применительно к подоходному налогу и налогу на доходы от прироста стоимости имущества.

Ратифицировано соглашение с Республикой Беларусь о сотрудничестве и обмене информацией в сфере надзора и контроля за финансовым рынком

Федеральный закон от 21 апреля 2025 г. № 76-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь о сотрудничестве и обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в сфере надзора и (или) контроля за финансовым рынком»

Соглашение регулирует взаимодействие надзорных органов двух государств (Банк России - с одной стороны, Национальный банк и Минфин Республики Беларусь - с другой стороны) при обмене информацией, полученной при осуществлении надзора и контроля в сфере финансовых рынков.

Противодействие отмыванию

В России будет проведен эксперимент по удаленному открытию банковских счетов

Федеральный закон от 07 апреля 2025 г. № 67-ФЗ
«О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Сейчас, по общему правилу, кредитным организациям запрещается открывать счета и вклады без личного присутствия клиента, которому открывается счет (вклад), или его представителя.

Таким образом, каждый клиент либо его представитель вынужден лично посетить кредитную организацию, как минимум, один раз, - при открытии первого счета или вклада в этой организации.

В рамках экспериментального правового режима личное присутствие клиента или его представителя для открытия банковского счета (вклада) не понадобится, идентификация будет произведена удаленно. Банк России разработает нормативный акт об установлении такого режима, который будет согласован с Росфинмониторингом, ФСБ, Минцифры и Минфином России.

Банк России рекомендует усилить работу по выявлению бенефициарных владельцев и публичных должностных лиц

Информационное письмо Банка России о выявлении бенефициарных владельцев клиентов и публичных должностных лиц

Банк России рекомендует минимизировать случаи, когда в качестве бенефициарного владельца (БВ) клиента – юридического лица признается единоличный исполнительный орган по той причине, что меры по выявлению другого БВ клиента не дали результата.

Росфинмониторинг напоминает, что клиентов надо регулярно проверять по «черным спискам»

 Информационное сообщение Росфинмониторинга от 31 марта 2025 г. «О повышении внимания организаций - участников антиотмывочной системы к вопросам противодействия финансированию терроризма, экстремистской деятельности и распространения оружия массового уничтожения»

 Организации, работающие с денежными средствами и иным имуществом, обязаны проверять своих клиентов на наличие их в перечнях:

Проверять надо как новых клиентов, принимаемых на обслуживание, так и действующих клиентов (при публикации новых редакций перечней).

О результатах проверки надо уведомлять Росфинмониторинг не реже одного раза в три месяца. Уведомление требуется, даже если у организации нет ни одного клиента, включенного в перечни.

Антимонопольное регулирование

С 1 сентября 2025 г. будут установлены новые величины активов финансовых организаций в целях антимонопольного контроля

Постановление Правительства РФ от 08 мая 2025 г. № 608
«Об установлении величин активов финансовых организаций, поднадзорных Центральному банку Российской Федерации, в целях осуществления антимонопольного контроля»

Новое постановление заменит Постановление Правительства РФ от 18 октября 2014 г. № 1072, действующее сейчас на ту же тему.

Если активы финансовой организации превышают величину, установленную постановлением (далее – пороговая величина), то сделки с крупными пакетами акций (долей) финансовой организации, ее создание или реорганизация требуют предварительного согласия ФАС России в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 35-ФЗ «О защите конкуренции».

Для регистраторов и депозитариев пороговая величина не изменится и будет составлять 200 млн. руб. (как и сейчас).

Для брокеров – поднимется с 200 млн. до 450 млн. руб.

Для специализированных депозитариев – опустится с 200 млн. до 100 млн. руб.

Постановление вступит в силу 1 сентября 2025 г. и будет действовать до 1 сентября 2031 г.

Цифровые права и цифровая валюта

В декларацию по налогу на прибыль предлагаются изменения, отражающие налогообложение прибыли от цифровой валюты

Проект приказа ФНС России «О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 02.10.2024 № ЕД-7-3/830@» размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов с идентификационным номером 156566.

Декларацию по налогу на прибыль предлагается дополнить новым приложением № 6 к Листу 02 для отражения операций с цифровой валютой.

Это позволит формировать отдельную налоговую базу в соответствии со статьей 282.3 НК РФ («Особенности определения налоговой базы по операциям с цифровой валютой»), учитывать доходы от реализации цифровой валюты и расходы на ее приобретение, а также выделять косвенные расходы, связанные с майнингом.

Предусмотрены и другие изменения.

Согласно проекту, изменения вступят в силу по истечении 2 месяцев со дня его официального опубликования и будут применяться, начиная с представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за отчетный (налоговый) период, завершающийся после даты вступления в силу.

Таким образом, применение обновленной формы декларации по налогу на прибыль будет возможно уже за налоговый период 2025 года.

Список резидентов, обязанных отчитываться в Банк России, будет расширен за счет тех, кто получает от нерезидентов выручку в наличных деньгах или цифровых правах и цифровых валютах

Проект указания Банка России «О внесении изменений в Указание Банка России от 5 февраля 2024 года № 6678-У» размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов с идентификационным номером 156475.

В соответствии с частью 6 статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты РФ обязаны отчитываться перед Банком России о средствах, полученных за переданные нерезидентам товары, работы, услуги и пр. (далее – «выручка от внешнеэкономической деятельности»), активах и обязательствах, номинированных в иностранной валюте, и других показателях, перечисленных в этой норме закона. Отчетность формируется с учетом дочерних обществ (как российских, так и иностранных).

В соответствии с Указанием 6678-У, такую отчетность представляют не все резиденты, а только те, кто за предшествующий год получил (с учетом дочерних обществ) на свои банковские счета выручку от внешнеэкономической деятельности в эквиваленте более 1 млрд. долл. США или имел среднемесячную сумму долгов перед нерезидентами по кредитам и займам в том же эквиваленте.

Изменения, подготовленные Банком России в Указание 6678-У, предусматривают, что при расчете выручки будут учитываться в том числе наличные денежные средства, цифровые права и цифровые валюты.

Если выручка от внешнеэкономической деятельности, полученная резидентом РФ и его дочерними обществами в безналичных деньгах, наличных деньгах, цифровых правах и цифровых валютах, в совокупности превысит эквивалент 1 млрд. долл. США за год, такой резидент будет включен в перечень лиц, обязанных отчитываться перед Банком России.

Проект предусматривает, что изменения в Указание 6678-У вступят в силу не ранее 1 сентября 2025 года.

Законопроекты

В Государственную Думу внесен проект о «донастройке» инвестиционных платформ

Проект федерального закона № 877268-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законопроект был внесен 28 марта 2025 г. Сроки принятия закона пока неизвестны.

Среди предлагаемых изменений:

Оператор инвестиционной платформы (далее – оператор) сможет инвестировать или привлекать инвестиции через собственную платформу (сейчас это запрещено). 

Но оператор не сможет одновременно инвестировать и привлекать инвестиции через собственную платформу, т.е. можно будет выбрать только что-то одно.

Оператор сможет привлекать инвестиции на своей платформе путем размещения ценных бумаг, эмитентом которых он является, если выпуск ценных бумаг зарегистрирован Банком России.

Порог для инвестирования физического лица через одну инвестиционную платформу поднимается с 600 тыс. руб. до 1 млн. руб. в год. Этот лимит будет рассчитываться отдельно для каждой платформы, и оператор будет избавлен от необходимости проверять, сколько денежных средств инвестировало физическое лицо в течение того же года через другие платформы.

Денежные средства, инвестированные физическим лицом через платформу по договору займа и возвращенные займодавцем, «восстанавливаются» в лимите, и эту сумму можно будет инвестировать повторно.

Лицо, привлекающее инвестиции, сможет получить деньги, зачисленные инвесторами на номинальный банковский счет, с момента достижения минимального объема инвестиций, предусмотренного инвестиционным предложением. Ждать максимального объема инвестиций, чтобы забрать деньги с номинального банковского счета, не обязательно.

Разница между максимальным и минимальным объемами денежных средств, указанными в инвестиционном предложении, не должна превышать 25% от максимального объема.

Банк России получит дополнительные полномочия по регулированию деятельности операторов.

Закон, в случае его принятия, вступит в силу через 180 дней после официального опубликования.

Адрес:107076, Москва, ул. Стромынка, д. 18, корп. 5Б

Тел.:+7 (495) 780-73-63, +7 (495) 989-76-50

Факс:+7 (495) 780-73-67

E-mail:info@rrost.ru

Вопросы, отзывы и предложения

© 2025 АО «НРК - Р.О.С.Т.»

Все права защищены.

Карта сайта
Контактная информация