Актуальный мониторинг законодательства

Содержание мониторинга:

        1. Давно не виделись: в 2025 году большинство АО обязаны провести годовые собрания в очной форме

          • Федеральный закон от 26.12.2024 г. № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
        2. В России появятся закрытые паевые инвестиционные фонды с разными классами инвестиционных паев

          • Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. № 532-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
        3. Подсанкционные компании смогут превентивно ходатайствовать о сокрытии информации своих «дочек» в ЕГРЮЛ

          • Постановление Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2025 г. № 94 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2022 г. № 1625»
        4. Банк России продлил на 2025 год возможность закрыть часть информации о некредитных финансовых организациях, их клиентах и о выпусках эмиссионных ценных бумаг

          • Решение Совета директоров Банка России об определении перечня информации, которую некредитные финансовые организации вправе не раскрывать, и перечня информации, не подлежащей раскрытию на сайте Банка России
          • Решение Совета директоров Банка России об определении перечня информации кредитных организаций, иностранных банков, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через свой филиал, некредитных финансовых организаций, а также лиц, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке, субъектов национальной платежной системы, подлежащей раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации или нормативными актами Банка России, которую кредитные организации, иностранные банки, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через свой филиал, некредитные финансовые организации, а также лица, оказывающие профессиональные услуги на финансовом рынке, субъекты национальной платежной системы вправе не раскрывать с 1 января 2025 года до 31 декабря 2025 года включительно, и перечня информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации или нормативными актами Банка России, которую Банк России не раскрывает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с 1 января 2025 года до 31 декабря 2025 года включительно
          • Решение Совета директоров Банка России о требованиях к раскрытию держателями реестра владельцев ценных бумаг информации
          • Решение Совета директоров Банка России о перечне информации о выпусках эмиссионных ценных бумаг, предусмотренной нормативными актами Банка России, которую Банк России не раскрывает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с 1 января 2025 года до 31 декабря 2025 года включительно
        5. Минфин России и Банк России объяснили эмитентам, как правильно ограничивать раскрытие информации на рынке ценных бумаг для защиты от иностранных санкций

          • Информационное письмо Минфина России и Банка России от 27 декабря 2024 г. № 05-01-06/132332 / ИН-02-28/64 «О реализации эмитентами ценных бумаг права на ограничение раскрытия (предоставления) информации на рынке ценных бумаг»
        6. С 1 марта 2025 года для иноагентов вводится особый порядок получения дивидендов и других доходов

          • Федеральный закон от 28.12.2024 № 520-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»
        7. С 27 июня 2025 года держатели реестра владельцев ценных бумаг и депозитарии будут обязаны представлять сведения о ценных бумагах, принадлежащих должностным лицам и членам их семей, в ходе антикоррупционных проверок

          • Федеральный закон от 28.12.2024 № 533-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
        8. Росфинмониторинг определил перечень сделок, при удостоверении которых нотариусы обязаны исполнять «антиотмывочное» законодательство

          • Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 23 декабря 2024 г. № 333 «Об определении удостоверяемых нотариусом сделок, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 7-1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
        9. Банк России подтвердил лимиты на сделки с российскими ценными бумагами, которые ограничены в обороте в соответствии с Указом Президента РФ № 138 от 3 марта 2023 года

          • Решение Совета директоров Банка России от 29 января 2025 года об установлении максимального количества и объема сделок (операций), предусмотренных пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 3 марта 2023 года № 138 «О дополнительных временных мерах экономического характера, связанных с обращением ценных бумаг»
        10. Банк России продлил на 2025 год особые требования к лицевым счетам нерезидентов в реестрах владельцев ценных бумаг

          • Решение Совета директоров Банка России о требованиях к деятельности держателей реестра владельцев ценных бумаг в части открытия и ведения ими лицевых счетов отдельных нерезидентов
        11. Правительственная комиссия разрешила резидентам сделки с недружественными лицами в отношении иностранных ценных бумаг, учтенных на счетах НРД за рубежом

          • Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. № 121/4
        12. Особый порядок совершения сделок (операций) недружественных лиц в отношении ООО не распространяется на случаи назначения и прекращения полномочий единоличного исполнительного органа ООО

          • Официальные разъяснения Министерства финансов РФ № 3 по вопросам применения Указа Президента РФ от 8 сентября 2022 г. № 618Указ Президента РФ от 09 декабря 2024 г. № 1046 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 17 января 2023 г. № 16 «О временном порядке принятия решений органами некоторых российских хозяйственных обществ
        13. На 2025 год продлено действие порядка, позволяющего отстранять недружественных лиц от управления российскими юридическими лицами

          • Указ Президента РФ от 09 декабря 2024 г. № 1046 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 17 января 2023 г. № 16 «О временном порядке принятия решений органами некоторых российских хозяйственных обществ
        14. Отменены пороги применения «контрсанкционных» мер для юридических лиц, зарегистрированных в новых субъектах РФ

          • Указ Президента РФ от 24 декабря 2024 г. № 1104 «О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации»
        15. Правила выдачи разрешений Правительственной комиссии дополнены новыми видами сделок

          • Постановление Правительства РФ от 13 декабря 2024 г. № 1772 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 г. № 295»
        16. Повышен имущественный порог для признания физического лица квалифицированным инвестором

          • Указание Банка России от 05 ноября 2024 г. № 6926-У «О внесении изменения в пункт 2.1 Указания Банка России от 29 апреля 2015 года № 3629-У «О признании лиц квалифицированными инвесторами и порядке ведения реестра лиц, признанных квалифицированными инвесторами»
        17. Обновлен порядок проведения Банком России контрольных мероприятий под видом «тайного покупателя»

          • Инструкция Банка России от 01 октября 2024 г. № 215-И «О порядке организации и проведения Банком России контрольного мероприятия в отношении кредитных организаций, иностранных банков, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через свои филиалы, некредитных финансовых организаций, порядке направления копии акта о проведении контрольного мероприятия в кредитную организацию, иностранный банк, осуществляющий деятельность на территории Российской Федерации через свой филиал, некредитную финансовую организацию, в отношении которых проводилось контрольное мероприятие»
        18. Банк России напоминает, что с 1 января 2025 г. возобновлено действие положений о годовом сроке размещения облигаций после регистрации проспекта ценных бумаг

          • Информационное письмо Банка России от 10 января 2025 г. № ИН-02-28/67 «О применении требований подпункта 7 пункта 1 и пункта 12 статьи 22 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»
        19. Закон «о замене Блумберга»

          • Федеральный закон от 13 декабря 2024 г. № 452-ФЗ «Об администраторах финансовых и товарных индикаторов»
          • Федеральный закон от 13 декабря 2024 г. № 453-ФЗ «О внесении изменений в статью 76-9-5 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон «Об организованных торгах»
        20. В КоАП РФ предусмотрена новая статья за незаконное привлечение инвестиций физических лиц

          • Федеральный закон от 13 декабря 2024 г. № 461-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
        21. С 1 января 2026 г. прекращает действовать соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и Литвой

          • Информационное сообщение о денонсации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал от 29 июня 1999 г.
        22. Утверждены новые формы и форматы сообщений об открытии и закрытии индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС)

          • Приказ ФНС России от 18 октября 2024 г. № ЕД-7-11/873@
        23. Обновлена форма налоговой декларации по НДС

          • Приказ ФНС России от 05 ноября 2024 г. № ЕД-7-3/989@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения (представления), формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме, а также форматов представления документов, прилагаемых к такой декларации, в электронной форме»
        24. ФНС России дала рекомендации по заполнению налоговой декларации по налогу на прибыль организаций при совершении операций с цифровой валютой

          • Письмо Федеральной налоговой службы от 25 декабря 2024 г. № СД-4-3/14625@ «О заполнении декларации при операциях с цифровой валютой»
        25. На территории некоторых субъектов РФ запретили майнинг цифровой валюты и участие в майнинг-пуле

          • Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2024 г. № 1869 «Об установлении запрета на осуществление майнинга цифровой валюты (в том числе участие в майнинг-пуле) в отдельных субъектах Российской Федерации и на отдельных территориях субъектов Российской Федерации»
        26. Штрафы за экономические преступления планируют увеличить

          • Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (об увеличении размеров штрафов за совершение отдельных преступлений экономической направленности)»

Полный текст мониторинга:

Корпоративное законодательство

Давно не виделись: в 2025 году большинство АО обязаны провести годовые собрания в очной форме

Федеральный закон от 26.12.2024 г. № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 494-ФЗ)

Закон продлевает на 2025 год временные льготы, которые были введены в различных отраслях для поддержки экономики и защиты от санкций.

В части, касающейся корпоративного законодательства, льготы продлены в усеченном виде.

1. Разрешение проводить общие собрания акционеров и участников ООО с любой повесткой дня в заочной форме продлевается, но не на весь год, а только до 28 февраля 2025 года.

 Из этого следует, что годовые собрания, сезон которых как раз начинается 1 марта, в 2025 году должны проводиться в очной форме.

Исключение будет сделано только для некоторых АО.

Согласно статье 36 Закона 494-ФЗ, Правительство РФ должно определить перечень и (или) критерии соответствия для АО, которые в течение всего 2025 года сохранят право проводить любые общие собрания акционеров, в том числе годовые, в заочной форме.

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов с идентификационным номером 153464 был размещен проект постановления Правительства РФ «Об определении акционерных обществ, которые вправе принимать решения общим собранием акционеров по всем вопросам повестки дня общих собраний акционеров путем проведения заочного голосования».

Согласно проекту постановления, с 1 марта 2025 года право проводить любые общие собрания акционеров в заочной форме останется только у тех АО, которые перечислены в приложении к Указу Президента РФ от 27 ноября 2023 г. № 903 «О временном порядке раскрытия и предоставления информации некоторыми российскими хозяйственными обществами».

Для остальных обществ (в качестве возможной опции) статья 34 Закона 494-ФЗ предусматривает право внести в устав положения о возможности проведения общих собраний дистанционно («заседание … с дистанционным участием без определения места его проведения и возможности присутствия в этом месте»). Юридически такая форма общего собрания признается очной («заседание» в новой терминологии Федерального закона «Об акционерных обществах» с 1 марта 2025 года), но место проведения заседания, куда могут явиться акционеры или их представители, отсутствует. Вместо этого ведется трансляция заседания в режиме реального времени, и все участники заседания регистрируются, выступают и голосуют онлайн.

2. Повышенный порог в 5% голосующих акций, необходимый для доступа акционера к документам и информации АО, находящегося под санкциями, действует до 1 июля 2025 года (статья 19 Закона 494-ФЗ).

Далее этот порог снижается до 1% голосующих акций, как в «обычных» АО, которые не находятся под санкциями. 

3. С 2025 года отменяется повышенный порог в 5% голосующих акций, необходимый для обращения акционера в суд с некоторыми видами корпоративных исков (о взыскании убытков с членов органов управления, об оспаривании сделок), который ранее был предусмотрен для АО, находящихся под санкциями (статья 19 Закона 494-ФЗ).

Теперь для всех АО, независимо от того, находятся они под санкциями или нет, применяется порог в 1% голосующих акций для права акционера обратиться в суд.

4. На 2025 год продлено право АО избрать совет директоров не на один год, а «до третьего годового общего собрания акционеров» (статья 22 Закона 494-ФЗ).

Закон 494-ФЗ вступил в силу 1 января 2025 года.

Инвестиционные фонды

В России появятся закрытые паевые инвестиционные фонды с разными классами инвестиционных паев

Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. № 532-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 532-ФЗ)

Основная часть изменений касается закрытых паевых инвестиционных фондов (далее – закрытые фонды), инвестиционные паи которых предназначены только для квалифицированных инвесторов (ограничены в обороте).

Главное изменение, которое вступает в силу 1 марта 2026 года:

Разрешается создавать закрытые фонды, предназначенные только для квалифицированных инвесторов, с разными классами инвестиционных паев.

Уже сейчас закрытые фонды используются в качестве холдинговых структур, когда конечные бенефициары, вместо прямого владения акциями или долями в ООО, «упаковывают» эти активы в закрытый фонд – например, чтобы сделать свое владение анонимным.

Такие фонды функционируют наподобие акционерных обществ, но владельцам паев доступны не все инструменты корпоративного управления, которые есть в акционерных обществах.

Если в одном акционерном обществе могут быть выпущены акции разных категорий (обыкновенные акции и привилегированные акции одного или нескольких типов с разным объемом прав), то в рамках одного паевого инвестиционного фонда до настоящего времени все инвестиционные паи должны предоставлять одинаковый объем прав, и выдача инвестиционных паев разных классов невозможна.

Как следствие, в одном фонде не могут «сосуществовать» владелец, которому предоставлено больше прав по принятию решений (например, основатель бизнес-проекта, «упакованного» в фонд), и владелец, которому предоставлено больше прав на получение прибыли от фонда (например, соинвестор).

Закон 532-ФЗ решает эту проблему.

С 1 марта 2026 года в Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» добавляется новая статья 14.1-1 («Инвестиционные паи закрытого паевого инвестиционного фонда разных классов»).

Если закрытый фонд создается только для квалифицированных инвесторов, то правилами его доверительного управления могут быть предусмотрены разные классы инвестиционных паев, удостоверяющих разные права.

В закрытых фондах с паями разных классов перечень прав, удостоверенных паями одного класса, может включать или не включать:

      1. право получения дохода по паям;
      2. преимущественное право приобретать паи того же и (или) другого класса при выдаче управляющей компанией дополнительных паев или при отчуждении паев, принадлежащих другому владельцу, третьему лицу;
      3. право голоса на общем собрании владельцев паев по всем или некоторым вопросам и др.

Например, паи разных классов могут предусматривать разные сроки, периодичность выплаты и размер дохода либо разное количество голосов, предоставляемых одним паем (т.е. могут быть «многоголосые» паи).

 Также допускается вариант, когда паи одного класса не предоставляют право голоса на общем собрании владельцев паев ни по одному вопросу повестки дня, но зато предусматривают право на получение дохода по паям (аналог привилегированных акций).

Другие изменения (вступили в силу 28 декабря 2024 года):

Максимальный срок действия договора доверительного управления закрытым фондом, предназначенным только для квалифицированных инвесторов (проще говоря, максимальный срок, на который может быть создан фонд), составляет 49 лет. Для остальных видов паевых инвестиционных фондов максимальный срок остается прежним – 15 лет.

Владельцы паев могут назначать в инвестиционный комитет закрытого фонда, предназначенного только для квалифицированных инвесторов, не только самих себя или физических лиц, но также и юридических лиц, которые не являются владельцами паев, но действуют в интересах назначивших их владельцев.

Правила доверительного управления закрытого фонда, предназначенного только для квалифицированных инвесторов, могут предусматривать необходимость одобрения инвестиционным комитетом действий, связанных с осуществлением прав не только по акциям и долям в ООО (как раньше), но и по иным ценным бумагам, составляющим имущество паевого инвестиционного фонда (например, голосование на общем собрании владельцев облигаций или инвестиционных паев другого фонда).

Специализированный депозитарий получил право оказывать услуги личному фонду, международному личному фонду по контролю за распоряжением имуществом этого фонда.

Другие изменения (вступают в силу 1 марта 2026 года):

В закрытом фонде, предназначенном только для квалифицированных инвесторов, правилами доверительного управления может быть разрешено не передавать имущество на хранение в специализированный депозитарий (кроме документарных ценных бумаг). В таком случае управляющая компания обязана сама обеспечить надлежащее содержание имущества.

Данное изменение упростит создание закрытых фондов, в активах которых имеется большой объем постоянного меняющегося движимого имущества (товары, заводское оборудование, транспорт), поскольку такое имущество фактически не может быть передано на хранение специализированному депозитарию из-за необходимости его использования в операционной деятельности предприятия, «упакованного» в закрытый фонд.

Есть и другие изменения, касающиеся процедуры прекращения паевых инвестиционных фондов, проведения общих собраний владельцев инвестиционных паев и выплаты доходов.

Раскрытие информации

Подсанкционные компании смогут превентивно ходатайствовать о сокрытии информации своих «дочек» в ЕГРЮЛ

Постановление Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2025 г. № 94 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2022 г. № 1625» (далее – Постановление № 94)

Доступ к сведениям о юридическом лице в ЕГРЮЛ может быть закрыт со дня создания этого юридического лица, если под иностранными санкциями находится его учредитель - другое юридическое лицо (далее – «материнская компания»), которое будет осуществлять контроль или оказывать значительное влияние на создаваемое юридическое лицо.

Для этого материнская компания заранее (до внесения в ЕГРЮЛ записи о создании юридического лица) подает в Минфин России ходатайство о включении создаваемого юридического лица в перечень лиц, в отношении которых введены или могут быть введены иностранные санкции. Именно включение в такой перечень является основанием, чтобы закрыть информацию о юридическом лице в ЕГРЮЛ.

В случае положительного решения по ходатайству, Минфин России направляет информацию об этом материнской компании и в ФНС России, и сведения о создаваемом юридическом лице закрываются в ЕГРЮЛ со дня его государственной регистрации.

Такой механизм позволяет избежать ситуации, когда сведения о создаваемом юридическом лице первоначально попадают в открытую часть ЕГРЮЛ, и в течение какого-то периода с ними может ознакомиться любое лицо, поэтому дальнейшее закрытие этих сведений малоэффективно.

Напомним, что в ЕГРЮЛ могут быть закрыты не все сведения о юридическом лице, а только сведения, определенные Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2022 г. № 1625 (об учредителях ООО, о держателе реестра акционеров АО, о правопреемстве и реорганизации, о единоличном исполнительном органе, о корпоративном договоре и др.).

Постановление № 94 вступило в силу 4 февраля 2025 г. (со дня официального опубликования).

Банк России продлил на 2025 год возможность закрыть часть информации о некредитных финансовых организациях, их клиентах и о выпусках эмиссионных ценных бумаг

Этой теме посвящены сразу несколько решений Совета директоров Банка России, принятых в декабре 2024 года:

Решение Совета директоров Банка России об определении перечня информации, которую некредитные финансовые организации вправе не раскрывать, и перечня информации, не подлежащей раскрытию на сайте Банка России

Решение Совета директоров Банка России об определении перечня информации кредитных организаций, иностранных банков, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через свой филиал, некредитных финансовых организаций, а также лиц, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке, субъектов национальной платежной системы, подлежащей раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации или нормативными актами Банка России, которую кредитные организации, иностранные банки, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через свой филиал, некредитные финансовые организации, а также лица, оказывающие профессиональные услуги на финансовом рынке, субъекты национальной платежной системы вправе не раскрывать с 1 января 2025 года до 31 декабря 2025 года включительно, и перечня информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации или нормативными актами Банка России, которую Банк России не раскрывает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с 1 января 2025 года до 31 декабря 2025 года включительно

Решение Совета директоров Банка России о требованиях к раскрытию держателями реестра владельцев ценных бумаг информации

Решение Совета директоров Банка России о перечне информации о выпусках эмиссионных ценных бумаг, предусмотренной нормативными актами Банка России, которую Банк России не раскрывает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с 1 января 2025 года до 31 декабря 2025 года включительно

1. Любой эмитент, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющий ипотечным покрытием (далее все вместе - клиент) может обратиться к регистратору, который ведет реестр владельцев ценных бумаг этого клиента (реестр акционеров, реестр владельцев инвестиционных паев, реестр владельцев ипотечных сертификатов участия), с требованием закрыть на сайте регистратора информацию о ведении своего реестра (далее – информация).

Получив такое обращение, регистратор обязан закрыть информацию.

Клиент, попросивший регистратора закрыть информацию, обязан сам уведомлять заинтересованных лиц, кто именно ведет его реестр владельцев ценных бумаг, поскольку на сайте регистратора эта информация больше не видна. Конкретные способы уведомления Банком России не установлены.

2. Банк России не раскрывает на своем сайте информацию:

      1. об эмиссионных ценных бумагах эмитента (на основании ходатайства эмитента);
      2. о регистраторе, который зарегистрировал выпуск акций акционерного общества, имеющего место нахождения в ДНР, ЛНР, Запорожской или Херсонской областей (на основании ходатайства регистратора).

3. Некредитные финансовые организации (далее – НФО) вправе при раскрытии бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения не раскрывать информацию:

      1. о дебиторах, кредиторах, лицах, входящих в состав органов управления, структуре и составе акционеров (участников), должностных и иных лицах;
      2. о рисках и сделках, если раскрытие такой информации может повлечь иностранные санкции в отношении самой НФО или иных лиц либо иностранные санкции уже введены.

4. НФО вправе при раскрытии любого вида информации, требуемой законом, не раскрывать:

      1. сведения о своих акционерах (участниках), их долях в уставном капитале, о контролирующих лицах;
      2. об аффилированных лицах;
      3. о членах органов управления и иных должностных лицах;
      4. о реорганизации (кроме самого факта, что принято решение и началась процедура реорганизации, без указания формы реорганизации и участвующих в ней юридических лиц).

5. Оператор инвестиционной платформы вправе не раскрывать годовой отчет в части сведений о структуре и персональном составе органов управления.

6. Профессиональные участники рынка ценных бумаг вправе не раскрывать:

      1. информацию о своих предшествующих: наименовании, официальном сайте, аккаунте в социальных сетях (если профессиональный участник менял их и раскрытие такой информации влечет санкционные риски);
      2. о программном обеспечении, используемом для взаимодействия с клиентами;
      3. о судебных спорах;
      4. о своих поверенных (агентах), через которых профессиональный участник заключает договоры или оказывает услуги.

7. Для брокеров, депозитариев, управляющих и других НФО предусмотрены дополнительные виды информации, которую можно не раскрывать, в соответствии со спецификой их деятельности.

Минфин России и Банк России объяснили эмитентам, как правильно ограничивать раскрытие информации на рынке ценных бумаг для защиты от иностранных санкций

Информационное письмо Минфина России и Банка России от 27 декабря 2024 г. № 05-01-06/132332 / ИН-02-28/64 «О реализации эмитентами ценных бумаг права на ограничение раскрытия (предоставления) информации на рынке ценных бумаг» (далее – Письмо)

Письмо намекает эмитентам, что не следует злоупотреблять правом на ограничение раскрытия (предоставления) информации на рынке ценных бумаг, которое дано им в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2023 г. № 1102 (далее – Постановление № 1102).

Эмитенты могут не раскрывать информацию, указанную в Постановлении № 1102, только в случаях, установленных в абзацах втором – пятом пункта 1 Постановления № 1102, а именно:

      1. если в отношении эмитента действуют иностранные санкции;
      2. если эмитент – уполномоченный банк в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»;
      3. если эмитент зарегистрирован или осуществляет хозяйственную деятельность на территориях Республики Крым, г. Севастополь, ДНР, ЛНР, Запорожской и (или) Херсонской областей;
      4. если эмитент включен в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.

Перечень этих случаев нельзя толковать расширительно.

Как указано в Письме, «наличие вероятности возникновения рисков» иностранных санкций, а также наличие перечисленных выше обстоятельств не у самого эмитента, а у его подконтрольной организации или контролирующего лица «не являются для эмитента самостоятельными основаниями для нераскрытия и (или) непредоставления информации».

Исключение – введение иностранных санкций в отношении контролирующего лица эмитента, т.к. по правилам ЕС, США и других недружественных государств введенные ими санкции в отношении одного лица автоматически распространяются на всех лиц, в которых доля участия этого лица составляет 50% и более. Следовательно, если санкции введены не в отношении эмитента, но в отношении его контролирующего лица, то эмитент вправе не раскрывать (не предоставлять) информацию, предусмотренную Постановлением № 1102.

Также в Письме указано, что для эмитента, ценные бумаги которого торгуются публично, «лучшей практикой, … является исключение из публикуемой и (или) предоставляемой им информации наиболее критичных … и создающих санкционные риски сведений, … с одновременным сохранением в открытом доступе информации, которая может повлиять на принятие инвестиционного решения».

В разделе 3 Письма и приложении к Письму содержатся примеры некорректного ограничения раскрытия (предоставления) информации, когда эмитенты, по мнению Минфина России и Банка России, исключают из публичного доступа больше сведений, чем нужно для защиты от санкций.

Письмо можно рассматривать в рамках общего тренда на снятие части «контрсанкционных» послаблений, введенных в 2022 – 2024 годах в корпоративном законодательстве и законодательстве о рынке ценных бумаг, поскольку эти послабления, безусловно, удобны эмитентам и их мажоритарным акционерам, но не удобны рядовым инвесторам и миноритариям, получающим меньше информации, чем до 2022 года.

Контроль за финансовыми активами и операциями. Противодействие отмыванию доходов

С 1 марта 2025 года для иноагентов вводится особый порядок получения дивидендов и других доходов

Федеральный закон от 28.12.2024 № 520-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (далее – Закон № 520-ФЗ)

Иностранные агенты будут ограничены в праве распоряжаться определенными видами денежных доходов, перечисленных в Законе № 520-ФЗ, а именно: «денежные средства от отчуждения недвижимого имущества и (или) транспортных средств, от сдачи их в аренду, вознаграждения и иных платежей (в том числе неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций) в связи с отчуждением или использованием исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, а также доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, доходов от долевого участия в организациях (в том числе в виде дивидендов)». 

Если читать эту формулировку буквально, то дивиденды по акциям и распределяемая прибыль ООО попадают под ограничения, а иные виды доходов по ценным бумагам – нет. Остается открытым вопрос, следует ли применять Закон № 520-ФЗ к выплачиваемым иноагентам доходам по инвестиционным паям, если такие доходы формируются за счет дивидендов по акциям или долей в уставном капитале ООО, «упакованных» в инвестиционный фонд.

Для получения денежных средств, попадающих под ограничения, иностранный агент обязан:

      1. сообщить о своем статусе лицам, «на которых в соответствии с законом или договором возлагается обязанность по выплате причитающихся иностранному агенту денежных средств»;
      2. использовать специальный рублевый счет, открытый в уполномоченном банке (далее – специальный счет).

На имя иностранного агента может быть открыт только один специальный счет.

Режим специального счета будет установлен решением Совета директоров Банка России.

Реквизиты специального счета, открытого иностранному агенту, будут указаны в реестре иностранных агентов на сайте Минюста России.

Если отсутствует информация о реквизитах специального счета иностранного агента (т.е. специальный счет еще не открыт), плательщик сам направляет заявление об открытии специального счета в уполномоченный банк.

Закон вступит в силу 1 марта 2025 г. и будет распространяться на все платежи, которые не были перечислены иностранным агентам до этой даты.

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов уже размещены проекты нескольких подзаконных актов, необходимых для реализации Закона № 520-ФЗ:

      1. проект постановления Правительства РФ«Об определении порядка уведомления уполномоченным банком о реквизитах специального счета иностранного агента» с идентификационным номером 154278;
      2. проектпостановления Правительства РФ «Об определении случая списания денежных средств со специального счета иностранного агента» с идентификационным номером 154280.

С 27 июня 2025 года держатели реестра владельцев ценных бумаг и депозитарии будут обязаны представлять сведения о ценных бумагах, принадлежащих должностным лицам и членам их семей, в ходе антикоррупционных проверок

Федеральный закон от 28.12.2024 № 533-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Держатели реестра и депозитарии будут обязаны представлять сведения о ценных бумагах, принадлежащих лицам, которые занимают или претендуют на должности в органах власти, Банке России и иных публично значимых организациях, а также о ценных бумагах, принадлежащих их супругам и несовершеннолетним детям.

Держатели реестра и депозитарии представляют такие сведения и сейчас, но, как правило, по запросам прокуратуры, поскольку иные организации, в том числе действующие или потенциальные работодатели проверяемых лиц, не вправе запрашивать сведения напрямую.

Порядок и сроки представления сведений установит Банк России, а объем предоставляемых сведений и перечень должностных лиц, которые смогут запрашивать сведения, будут определены Указом Президента РФ.

Росфинмониторинг определил перечень сделок, при удостоверении которых нотариусы обязаны исполнять «антиотмывочное» законодательство

Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 23 декабря 2024 г. № 333 «Об определении удостоверяемых нотариусом сделок, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 7-1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Приказ Росфинмониторинга № 333)

С 30 декабря 2024 года нотариусы обязаны выполнять требования Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов …» (далее – Закон № 115-ФЗ), в том числе – идентифицировать обращающихся лиц, фиксировать и хранить информацию по правилам Закона 115-ФЗ, отказывать в совершении нотариальных действий при возникновении подозрений.

Нотариусы обязаны это делать в следующих случаях:

      1. при совершении действий, связанных с подготовкой или осуществлением операций и сделок, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ (например, при подготовке сделок с недвижимостью, даже если саму сделку нотариус не удостоверяет);
      2. при приеме в депозит денежных средств и ценных бумаг;
      3. при совершении исполнительных надписей;
      4. при совершении нотариальных действий, связанных с увеличением уставного капитала ООО по договору конвертируемого займа;
      5. при удостоверении сделок по перечню, который определяет Росфинмониторинг по согласованию с Федеральной нотариальной палатой.

Приказ Росфинмониторинга № 333 как раз и определил перечень таких сделок:

      1. договоры возмездного отчуждения недвижимости, ценных бумаг, долей в ООО;
      2. договоры займа и уступки прав требований по ним;
      3. договор дарения недвижимости, кроме случаев, когда обе стороны – родственники или супруги;
      4. доверенность физического лица на управление счетами (вкладами), электронными средствами платежа;
      5. медиативное соглашение по имущественному спору;
      6. договор доверительного управления недвижимым имуществом, ценными бумагами или долями в уставном капитале ООО, кроме доверительного управления наследственным имуществом;
      7. заявление участника о выходе из ООО.

 Приказ Росфинмониторинга № 333 вступил в силу 31 января 2025 года.

Другие «контрсанкционные» меры

Изменения в режиме счетов типа «С»

В декабре – январе 2025 года было принято несколько документов, корректирующих режим счетов типа «С».

Указ Президента РФ от 31 января 2025 г. № 48 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» (далее – Указ № 48)

Деньги и прочее имущество на счетах типа «С» не должны включаться в конкурсную массу в случае банкротства финансовой организации, в которой открыты эти счета.

Если кредитная организация, в которой открыт счет типа «С», признана банкротом, то ее временная администрация должна открыть счет типа «С» на имя того же лица в другой российской кредитной организации, которую определит Банк России, и перевести средства туда.

Если счет типа «С» открыт в профессиональном участнике рынка ценных бумаг, признанном банкротом, то имущество, учтенное на этом счете типа «С», передается другому профессиональному участнику рынка ценных бумаг, которого определит Банк России, для учета на таком же счете типа «С».

Указ № 48 вступил в силу 31 января 2025 г.

Решение Совета директоров Банка России от 24 декабря 2024 года о внесении изменений в режим счетов типа «С»

Изменения от 24 декабря 2024 года устраняют ограничения для операций на счетах типа «С» в отдельных ситуациях, предусмотренных Указами Президента РФ и другими правовыми актами.

Например, теперь разрешено списывать и зачислять ценные бумаги по счетам депо типа «С» в связи с автоматической конвертацией иностранных депозитарных расписок в российские акции.

Изменения вступили в силу 25 декабря 2024 г. (со дня опубликования на сайте Банка России).

Решение Совета директоров Банка России от 29 января 2025 года о внесении изменения в режим лицевого счета типа «С» номинального держателя

На лицевой счет номинального держателя типа «С» разрешено зачислять «ценные бумаги, списанные с лицевого счета депозитарных программ для их последующего зачисления на счет депо депозитарных программ типа «С», если операция не влечет за собой переход прав на ценные бумаги».

Напомним, что лицевой счет депозитарных программ может быть открыт в реестре владельцев ценных бумаг акционерного общества со статусом международной компании, которое зарегистрировано в России в порядке редомициляции (т.е. «переезда» из иностранной юрисдикции), если до «переезда» в Россию такое общество имело программу иностранных депозитарных расписок.

Остальных, «обычных» акционерных обществ это изменение не касается.

Изменение вступило в силу 29 января 2025 г.

Банк России подтвердил лимиты на сделки с российскими ценными бумагами, которые ограничены в обороте в соответствии с Указом Президента РФ № 138 от 3 марта 2023 года

Решение Совета директоров Банка России от 29 января 2025 года об установлении максимального количества и объема сделок (операций), предусмотренных пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 3 марта 2023 года № 138 «О дополнительных временных мерах экономического характера, связанных с обращением ценных бумаг» (далее – Указ № 138)

Если сделка (операция) с российскими ценными бумагами, перечисленными в пункте 1 Указа № 138 (кроме инвестиционных паев), совершается на организованных торгах на основании разрешения Банка России или Правительственной комиссии, то максимальное количество и объем сделок (операций) с такими ценными бумагами за один торговый день не должно превышать:

      1. 10% от общего количества сделок (операций) с ценными бумагами того же вида (категории); и
      2. 5% от суммарного объема сделок (операций) с ценными бумагами того же вида (категории).

Лимиты применяются к сделкам с российскими ценными бумагами, ограниченными в обороте в соответствии с Указом № 138, которые соответствуют одному из условий, перечисленных в пункте 1 решения Совета директоров Банка России.

Решение Совета директоров Банка России вступило в силу 31 января 2025 г. (со дня опубликования на сайте Банка России). Одновременно утратило силу решение Совета директоров Банка России от 26 июля 2024 г., действовавшее ранее на ту же тему.

По сравнению с решением от 26 июля 2024 г., в новое решение от 31 января 2025 г. добавлена еще одна категория российских ценных бумаг, для которых действуют указанные выше лимиты:

 «российские ценные бумаги, являющиеся предметом сделки (операции), за исключением облигаций федерального займа, были приобретены на основании выданных до 3 марта 2023 года (включительно) в соответствии с Указами Президента Российской Федерации разрешений».

Банк России продлил на 2025 год особые требования к лицевым счетам нерезидентов в реестрах владельцев ценных бумаг

Решение Совета директоров Банка России о требованиях к деятельности держателей реестра владельцев ценных бумаг в части открытия и ведения ими лицевых счетов отдельных нерезидентов

Новое решение продлевает на 2025 год те же требования, которые действовали в 2024 году, а именно:

      1. каждому лицевому счету в реестре владельцев ценных бумаг, открытому нерезиденту, должен быть присвоен уникальный идентификатор;
      2. держатель реестра сообщает по требованию эмитента (управляющей компании паевого инвестиционного фонда, иного лица, обязанного по ценным бумагам) имеющиеся у держателя реестра сведения о реквизитах банковского счета типа «С», открытого нерезиденту, для выплат по ценным бумагам или сообщает об отсутствии таких сведений.

Под нерезидентами в решении Совета директоров Банка России понимаются валютные нерезиденты, кроме иностранных юридических лиц, зарегистрированных в России в качестве международных компаний.

Правительственная комиссия разрешила резидентам сделки с недружественными лицами в отношении иностранных ценных бумаг, учтенных на счетах НРД за рубежом

Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. № 121/4

Российским резидентам разрешено совершать сделки (операции) с недружественными лицами, если предметом сделок (операций) являются иностранные ценные бумаги, которые в результате таких сделок (операций) будут списаны со счета российского центрального депозитария НРД, открытого в иностранной организации. 

В пункте 2 разрешения указано, что оно «действует для целей осуществления (исполнения) сделок (операций) с заблокированными … иностранными ценными бумагами, в рамках выданных уполномоченными иностранными органами (организациями) разрешений».

Если изложить ту же мысль более простым языком, то разрешение Правительственной комиссии выдано резидентам РФ на сделки с иностранными ценными бумагами, заблокированными из-за иностранных санкций, введенных в отношении НРД или иных лиц, если с иностранным регулятором удалось договориться о разблокировке активов.

Особый порядок совершения сделок (операций) недружественных лиц в отношении ООО не распространяется на случаи назначения и прекращения полномочий единоличного исполнительного органа ООО

Официальные разъяснения Министерства финансов РФ № 3 по вопросам применения Указа Президента РФ от 8 сентября 2022 г. № 618

Указ Президента РФ от 8 сентября 2022 г. № 618 «Об особом порядке осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций) между некоторыми лицами» установил особый порядок совершения сделок (операций) «лиц иностранных государств, совершающих недружественные действия» (далее – недружественные лица) в отношении российских ООО.

Минфин России разъяснил, что данный порядок не распространяется на случаи назначения (прекращения полномочий) единоличного исполнительного органа ООО (генерального директора, президента и др.) в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Таким образом, в ООО можно назначать и снимать руководителей без дополнительных ограничений.

Но если полномочия единоличного исполнительного органа ООО передаются управляющей организации или управляющему – индивидуальному предпринимателю на основании гражданско-правового договора (а не трудового договора), то на заключение такого договора распространяется Указ № 618.

На 2025 год продлено действие порядка, позволяющего отстранять недружественных лиц от управления российскими юридическими лицами

Указ Президента РФ от 09 декабря 2024 г. № 1046 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 17 января 2023 г. № 16 «О временном порядке принятия решений органами некоторых российских хозяйственных обществ» (далее – Указ № 1046, Указ № 16)

Указ № 1046 продлевает применение Указа № 16 до конца 2025 года.

Согласно Указу № 16 для принятия решений органом управления юридического лица (например, советом директоров или общим собранием акционеров) можно не учитывать голоса, принадлежащие недружественным лицам или членам органов управления, избранным по предложению недружественных лиц.

Решение об отстранении таких лиц от принятия решений органом управления принимается большинством голосов остальных членов того же органа.

Указ № 16 может быть применен, если юридическое лицо одновременно соответствует следующим критериям:

      1. осуществляет деятельность в энергетике, машиностроении или торговле;
      2. в отношении его бенефициарного владельца или контролирующего лица введены иностранные санкции;
      3. недружественным лицам принадлежит не более 50% уставного капитала юридического лица;
      4. выручка юридического лица или его группы лиц за предыдущий год больше 100 млрд. руб.

Для юридических лиц, зарегистрированных в новых субъектах РФ (об этом см. далее), Указ № 16 может быть применен независимо от того, соответствует юридическое лицо перечисленным выше критериям или нет.

Отменены пороги применения «контрсанкционных» мер для юридических лиц, зарегистрированных в новых субъектах РФ

Указ Президента РФ от 24 декабря 2024 г. № 1104 «О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации»

Изменения внесены в следующие документы:

      1. Указ Президента РФ от 05 марта 2022 г. № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» (далее – Указ № 95);
      2. Указ Президента РФ от 04 мая 2022 г. № 254 «О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами» (далее – Указ № 254);
      3. Указ Президента РФ от 17 января 2023 г. № 16 «О временном порядке принятия решений органами некоторых российских хозяйственных обществ» (далее – Указ № 16).

Напомним, что Указы № 95 и № 254 предусматривают особый порядок исполнения резидентами РФ обязательств перед недружественными иностранными кредиторами, когда деньги, причитающиеся таким кредиторам, перечисляются не на обычные банковские счета, а на счета типа «С».

Особый порядок применяется к обязательствам по кредитам и займам, финансовым инструментам, дивидендам и распределению прибыли юридических лиц.

По общему правилу, особый порядок можно не применять, если размер обязательств, исполняемых должником перед недружественными иностранными кредиторами, не превышает 10 млн. руб. в месяц.

Указ № 16 позволяет отстранять от принятия решений тех членов органов управления (акционеры, члены Совета директоров и т.п.), которые являются недружественными лицами или избраны по предложению недружественных лиц.

По общему правилу, Указ № 16 применяется к юридическим лицам, которые соответствуют определенным критериям, в том числе – имеют выручку за предыдущий год более 100 млрд. руб.

Но если юридическое лицо зарегистрировано на территории ДНР, ЛНР, Херсонской или Запорожской областей, то согласно изменениям, внесенным Указом № 1104:

      1. особый порядок, установленный Указами № 95 и № 254, распространяется на выплату дивидендов по акциям независимо от размера обязательств перед недружественными иностранными кредиторами за один месяц;
      2. временный порядок принятия решений органами управления, установленный Указом № 16, может быть применен, даже если юридическое лицо не соответствует требованиям, предусмотренным Указом № 16 для юридических лиц, зарегистрированных на остальной территории РФ.

Указ № 1104 вступил в силу 24 декабря 2024 г.

Правила выдачи разрешений Правительственной комиссии дополнены новыми видами сделок

Постановление Правительства РФ от 13 декабря 2024 г. № 1772 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 г. № 295»

Список сделок (операций), на которые дает разрешения Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ, дополнен новыми пунктами:

      1. сделки (операции) с еврооблигациями и замещающими облигациями, подлежащими обособленному учету в соответствии с Указом Президента РФ от 3 марта 2023 г. № 138;
      2. исполнение гарантий и поручительств по кредитам, займам и обязательствам из финансовых инструментов перед «недружественными» иностранными кредиторами без соблюдения особого порядка, установленного Указом Президента РФ от 5 марта 2022 г. № 95;
      3. выплата прибыли ООО, хозяйственных товариществ, производственных кооперативов без соблюдения того же особого порядка.

Эти дополнения не являются новым регулированием, а обобщают ранее принятые изменения в Указы Президента РФ, из которых следует обязанность получать разрешения Правительственной комиссии на перечисленные выше сделки (операции). 

Постановление № 1772 вступило в силу 17 декабря 2024 г.

Документы Банка России по другим вопросам

Повышен имущественный порог для признания физического лица квалифицированным инвестором

Указание Банка России от 05 ноября 2024 г. № 6926-У «О внесении изменения в пункт 2.1 Указания Банка России от 29 апреля 2015 года № 3629-У «О признании лиц квалифицированными инвесторами и порядке ведения реестра лиц, признанных квалифицированными инвесторами» 

С 10 февраля 2025 года физическое лицо может быть признано квалифицированным инвестором, если общая стоимость его имущества составляет не менее 12 млн. руб. (до изменения - 6 млн. руб.).

С 1 января 2026 г. данный порог будет увеличен еще в два раза - до 24 млн. руб.

Состав имущества, которое может быть учтено для признания физического лица квалифицированным инвестором, остается без изменений: это перечисленные в Указании № 3629-У виды ценных бумаг и производных финансовых инструментов, денежные средства на банковских счетах (вкладах) и требования к банкам по счетам в драгоценных металлах.

Обновлен порядок проведения Банком России контрольных мероприятий под видом «тайного покупателя»

Инструкция Банка России от 01 октября 2024 г. № 215-И «О порядке организации и проведения Банком России контрольного мероприятия в отношении кредитных организаций, иностранных банков, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через свои филиалы, некредитных финансовых организаций, порядке направления копии акта о проведении контрольного мероприятия в кредитную организацию, иностранный банк, осуществляющий деятельность на территории Российской Федерации через свой филиал, некредитную финансовую организацию, в отношении которых проводилось контрольное мероприятие»

«Контрольное мероприятие» – это, по сути, контрольная закупка, когда уполномоченные лица Банка России взаимодействуют с финансовой организацией под видом обычных клиентов, которые желают совершить сделку.

Контрольное мероприятие проводится по решению Председателя Банка России или его заместителя.

Контрольное мероприятие может быть дистанционным или выездным.

Выездное мероприятие проводится с присутствием не менее двух свидетелей или же с видео- либо фотофиксацией (в таком случае свидетели не нужны). Свидетелями не могут быть работники (служащие) Банка России или проверяемой организации.

Если нарушение выявлено непосредственно при проведении выездного мероприятия, то уполномоченные лица Банка России должны немедленно представиться и составить на месте акт о проведении мероприятия.

В остальных случаях акт о проведении мероприятия составляется позднее и направляется в проверяемую организацию через личный кабинет.

Контрольное мероприятие может проводиться отдельно или как часть более широкой проверки.

Инструкция № 215-И вступила в силу 7 февраля 2025 г. (по истечении 10 дней после официального опубликования). Одновременно утратила силу Инструкция Банка России от 18 декабря 2018 года № 195-И на ту же тему.

Банк России напоминает, что с 1 января 2025 г. возобновлено действие положений о годовом сроке размещения облигаций после регистрации проспекта ценных бумаг

Информационное письмо Банка России от 10 января 2025 г. № ИН-02-28/67 «О применении требований подпункта 7 пункта 1 и пункта 12 статьи 22 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»

По общему правилу, установленному пунктом 12 статьи 22 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о рынке ценных бумаг), размещение ценных бумаг, в отношении которых зарегистрирован проспект, допускается в течение одного года с даты его регистрации.

Если облигации размещаются в рамках программы облигаций и с даты регистрации проспекта, зарегистрированного в отношении этой программы облигаций, не истек один год, то регистрация нового проспекта не требуется (подпункт 7 пункта 1 статьи 22 Закона о рынке ценных бумаг).

До 31 декабря 2024 года действие указанных положений закона было приостановлено, что позволяло размещать облигации в рамках одной программы на основании одного и того же проспекта, даже если после его регистрации прошло больше года.

С 1 января 2025 года действие годового срока возобновлено.

Банк России разъяснил, что «если один год с даты регистрации проспекта облигаций истек в период до 31.12.2024, … следует считать, что один год с даты регистрации такого проспекта облигаций истекает в календарные день и месяц 2025 года, соответствующие календарным дню и месяцу его регистрации».

Например, если проспект облигаций был зарегистрирован в марте 2022 года, то размещать облигации на его основании можно до соответствующего числа марта 2025 года.

Закон «о замене Блумберга»

Федеральный закон от 13 декабря 2024 г. № 452-ФЗ «Об администраторах финансовых и товарных индикаторов» (далее – Закон № 452-ФЗ)

Федеральный закон от 13 декабря 2024 г. № 453-ФЗ «О внесении изменений в статью 76-9-5 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон «Об организованных торгах» (далее – Закон № 453-ФЗ)

Сейчас в соответствии с решениями Совета директоров Банка России, принимаемыми на каждый календарный год, вместо информации о финансовых и товарных индикаторах, которую раньше предоставляли иностранные поставщики, ушедшие из России (Блумберг, Рефинитив), можно использовать сведения, которые предоставляют российские структуры: НКО АО НРД, АО «Интерфакс», ООО «Сбондс.ру» (в том числе ценовой центр «Cbonds Valuation»), организаторы торговли.

Закон № 452-ФЗ предусматривает создание собственной, российской системы информации о ценах на финансовых и товарных рынках.

Закон № 452-ФЗ вводит понятия:

      1. финансовый индикатор – показатель цены финансовых инструментов и имущественных прав, величины процентной ставки, величины риска, курса валюты, значение, рассчитываемое на основании совокупности указанных показателей (например, биржевой индекс);
      2. товарный индикатор – показатель цены драгоценных металлов, вещей, услуг, связанных с их транспортировкой указанных вещей, или значение, рассчитываемое на основании совокупности указанных показателей;
      3. администратор индикаторов – юридическое лицо, которое осуществляет деятельность по определению, предоставлению индикатора.

Закон № 452-ФЗ устанавливает требования, которым должны соответствовать администраторы индикаторов, и полномочия Банка России по регулированию, контролю и надзору в этой отрасли.

Закон № 453-ФЗ вносит необходимые корреспондирующие изменения в законодательство о Банке России и об организованных торгах.

Законы вступят в силу 1 сентября 2025 г.

Изменения в КоАП РФ

В КоАП РФ предусмотрена новая статья за незаконное привлечение инвестиций физических лиц

Федеральный закон от 13 декабря 2024 г. № 461-ФЗ
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Закон вводит в КоАП РФ новую статью 14.56.1 «Незаконное привлечение инвестиций физических лиц».

Часть 1 этой статьи предусматривает ответственность за «оказание услуг по привлечению инвестиций физических лиц лицом, не имеющим право на осуществление указанной деятельности в соответствии с законодательством».

Часть 2 этой же статьи предусматривает ответственность за привлечение инвестиций физических лиц через заключение договоров на условиях публичной оферты или иного предложения, адресованного неопределенному кругу лиц, с нарушением федеральных законов.

Например, если лицо, не имеющее на это право, привлекает инвестиции физических лиц путем адресного обращения, то оно понесет ответственность по части 1, а если оно рекламирует в Интернете на общедоступном сайте ценные бумаги, которые не допущены к публичному размещению и обращению, - то по части 2 статьи 14.56.1 КоАП РФ.

Наиболее суровая ответственность предусмотрена для юридических лиц: по части 1 статьи 14.56.1 КоАП РФ – штраф до 500 тыс. руб. или приостановление деятельности до 60 суток, по части 2 – штраф до 1 млн. руб. или приостановление деятельности до 90 суток.

Ответственность по статье 14.56.1 КоАП РФ наступает, если нет признаков уголовного деяния (например, мошенничества).

Закон вступил в силу 13 декабря 2024 г. 

Налоговое законодательство

С 1 января 2026 г. прекращает действовать соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и Литвой

Информационное сообщение о денонсации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал от 29 июня 1999 г.

Соглашение было денонсировано по инициативе Сейма Литовской Республики.

Утверждены новые формы и форматы сообщений об открытии и закрытии индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС)

Приказ ФНС России от 18 октября 2024 г. № ЕД-7-11/873@

Приказ обновляет форму сообщения об открытии (закрытии) ИИС и порядок ее заполнения.

Документ вступил в силу с 1 января 2025 г. С этой же даты утратил силу приказ ФНС России от 12 октября 2021 г. № ЕД 7-11/895@, действовавший ранее на ту же тему.

Обновлена форма налоговой декларации по НДС

Приказ ФНС России от 05 ноября 2024 г. № ЕД-7-3/989@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения (представления), формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме, а также форматов представления документов, прилагаемых к такой декларации, в электронной форме»

Был уточнен перечень операций, облагаемых по ставке 0%.

В Приложение № 1 к Порядку заполнения (представления) налоговой декларации по НДС были добавлены коды для операций по майнингу цифровой валюты и по реализации цифровой валюты (1010839, 1010840).

Ряд кодов по операциям был исключен.

Есть и другие изменения.

Новая форма будет применяться к отчетности за I квартал 2025 г. и далее.

Признаются утратившими силу приказы ФНС России, действовавшие ранее на ту же тему.

ФНС России дала рекомендации по заполнению налоговой декларации по налогу на прибыль организаций при совершении операций с цифровой валютой

Письмо Федеральной налоговой службы от 25 декабря 2024 г. № СД-4-3/14625@ «О заполнении декларации при операциях с цифровой валютой»

При совершении операций с цифровой валютой в состав декларации по налогу на прибыль надо включать отдельный Лист 02 «Расчет суммы налога» с приложениями.

Письмо разъясняет, по каким именно строкам приложений к Листу 02 следует отражать доходы и расходы, связанные с цифровой валютой.

Законодательство о «финтехе»

На территории некоторых субъектов РФ запретили майнинг цифровой валюты и участие в майнинг-пуле

Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2024 г. № 1869 «Об установлении запрета на осуществление майнинга цифровой валюты (в том числе участие в майнинг-пуле) в отдельных субъектах Российской Федерации и на отдельных территориях субъектов Российской Федерации» (далее – Постановление № 1869)

Постановление № 1869 принято на период до марта 2031 года.

В отдельных муниципальных образованиях Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края запрет установлен только с 15 ноября по 15 марта каждого года (в 2025 году – с 1 января по 15 марта).

Еще в 10 субъектах РФ (ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области, республики Северо-Кавказского федерального округа) запрет действует круглогодично.

Постановление № 1869 вступило в силу 1 января 2025 года.

Законопроекты

Изменения в Уголовный кодекс

Штрафы за экономические преступления планируют увеличить

Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (об увеличении размеров штрафов за совершение отдельных преступлений экономической направленности)» размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов с идентификационным номером 153769.

Предлагается поднять размеры штрафов, которые не менялись довольно продолжительный период времени, по «экономическим» и некоторым другим статьям Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ). Всего таких статей более 30.

Например, по части первой статьи 185.2. УК РФ «Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги» максимальный размер штрафа предлагается повысить до 1.5 млн. руб. (сейчас – 500 тыс.).

Как указано в пояснительной записке к проекту, размеры штрафов, установленные по этим статьям УК РФ в качестве основного или дополнительного наказания, не пересматривались многие годы (в некоторых случаях – более 20 лет) и не учитывают инфляционные процессы.

Адрес:107076, Москва, ул. Стромынка, д. 18, корп. 5Б

Тел.:+7 (495) 780-73-63, +7 (495) 989-76-50

Факс:+7 (495) 780-73-67

E-mail:info@rrost.ru

Вопросы, отзывы и предложения

© 2025 АО «НРК - Р.О.С.Т.»

Все права защищены.

Карта сайта
Контактная информация