ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ |
Минфин России предлагает изменения в Главу XI.I. Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее – Закон об АО).
На сайте www.regulation.gov.ru размещен проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования приобретения крупных пакетов акций публичных акционерных обществ)" (далее – Проект).
Напомним, что Глава XI.1 Федерального закона "Об акционерных обществах" (далее – Закон об АО) устанавливает особые процедуры приобретения и выкупа голосующих акций публичных акционерных обществ (далее – ПАО): добровольное предложение, обязательное предложение, выкуп лицом, которое приобрело более 95% голосующих акций ПАО, остальных голосующих акций ПАО у миноритарных акционеров.
Проект Минфина России предлагает многочисленные изменения в Главу XI.1 Закона об АО, которые предлагается ввести в действие с 1 июля 2019 года. В том числе:
- заменить понятие "аффилированные лица" в Главе XI.1 Закона об АО на понятие "связанные лица";
- обязательное предложение должно быть сделано в отношении всех обыкновенных и привилегированных акций ПАО, а также ценных бумаг, конвертируемых в его акции, независимо от того, являются акции голосующими или нет;
- обязанность направлять обязательное предложение будет возникать и в том случае, если лицо приобрело контроль над одним или несколькими акционерами, которые владеют более 30, 50 или 75% общего количества голосующих акций ПАО;
- увеличить срок для направления обязательного предложения с 35 до 50 дней;
- ужесточить ограничения по голосованию для лиц, которые своевременно не направили обязательное предложение;
- дать владельцам ценных бумаг ПАО право требовать приобретения принадлежащих им ценных бумаг лицом, которое не выполняет обязанность по направлению обязательного предложения;
- предоставить лицу возможность освободиться от обязанности направлять обязательное предложение, при соблюдении определенных условий;
- расширить перечень исключений, когда обязанность направить обязательное предложение не возникает;
- разрешить заключение соглашений с владельцами приобретаемых ценных бумаг об отказе от права на принятие добровольного или обязательного предложения;
- расширить способы обеспечения исполнения обязательств по оплате акций лицом, направляющим добровольное или обязательное предложение;
- сделать регистратора представителем (в силу закона) владельцев голосующих акций, в отношении которых сделано добровольное или обязательное предложение, для защиты их прав;
- изменить срок для направления лицом, которое приобрело более 95% голосующих акций ПАО, требования о принудительном выкупе остальных голосующих акций ПАО у миноритариев (ст. 84.8 Закона об АО) – 3 месяца со дня раскрытия ПАО информации о лице, ставшем владельцем более 95% голосующих акций ПАО;
- деньги за акции, выкупаемые у лиц, зарегистрированных в реестре, в соответствии со ст. 84.8 Закона об АО, будут направляться регистратору; внесение денежных средств в депозит нотариуса больше не потребуется;
- по некоторым видам корпоративных споров иск с тем же самым предметом и основанием (например, о признании недействительным того же решения общего собрания акционеров) нельзя будет подать второй раз от имени другого истца;
- ввести понятие "специального регистраторского счета" (по аналогии со специальными брокерским и депозитарными счетами).
Подробнее об указанных изменениях ниже.
1. Заменить понятие "аффилированные лица" в Главе XI.1 Закона об АО на понятие "связанные лица".
В настоящее время пакет голосующих акций ПАО, принадлежащий лицу, которое приобретает (выкупает) акции в соответствии с Главой XI.1 Закона об АО, определяется "с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам".
Проект предлагает вместо понятия "аффилированные лица" использовать в Главе XI.1 Закона об АО понятие "связанные лица", под которыми понимаются:
- супруг (супруга), родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные, а также подконтрольные им лица;
- подконтрольные и контролирующие лица (при этом Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не признаются контролирующими лицами).
2. Обязательное предложение должно быть сделано в отношении всех обыкновенных и привилегированных акций ПАО, а также ценных бумаг, конвертируемых в его акции, независимо от того, являются акции голосующими или нет.
3. Обязанность направлять обязательное предложение будет возникать и в том случае, если лицо приобрело контроль над одним или несколькими акционерами, которые владеют более 30, 50 или 75% общего количества голосующих акций ПАО.
Данные выводы следуют из новой редакции пункта 1 статьи 84.2 Закона об АО, которую предлагает Проект:
"Лицо, которое самостоятельно или совместно со связанными с ним лицами стало владельцем более 30, 50 или 75 процентов общего количества голосующих акций публичного общества или лицом, контролирующим акционеров (акционера) публичного общества, владеющих указанным количеством голосующих акций, обязано направить в публичное общество адресованную акционерам – владельцам обыкновенных и привилегированных акций публичного общества, а также владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в его акции, публичную оферту о приобретении у них указанных ценных бумаг (далее – обязательное предложение)"
4. Увеличить срок для направления обязательного предложения с 35 до 50 дней.
5. Ужесточить ограничения по голосованию для лиц, которые своевременно не направили обязательное предложение.
В настоящее время лицо, которое обязано направить обязательное предложение (далее – мажоритарный акционер), имеет вместе со своими аффилированными лицами право голоса только по акциям, составляющим соответственно 30, 50 или 75% общего количества голосующих акций ПАО, пока не направит обязательное предложение.
Как показывает практика, такие ограничения не всегда эффективны, т.к. оставшегося количества акций с правом голоса достаточно для того, чтобы мажоритарный акционер сохранил контроль в ПАО. Таким образом, мажоритарный акционер может не направлять обязательное предложение без реальных негативных последствий для себя.
Проект предлагает ужесточить действующие ограничения.
Если мажоритарный акционер не исполнил обязанность направить обязательное предложение, то его право голоса ограничивается следующим образом:
Пакет голосующих акций ПАО, принадлежащий мажоритарному акционеру, его связанным и (или) подконтрольным лицам |
Число голосов, которое принадлежит мажоритарному акционеру и связанным с ним лицам |
Более 30% |
Не более 3/7 от общего количества голосов, которое принадлежит иным лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров (ОСА) |
Более 50% |
Не более 50% от общего количества голосов, которое принадлежит иным лицам, принимающим участие в ОСА |
Более 75% |
Не более 75% минус один голос от общего количества голосов, которое принадлежит иным лицам, принимающим участие в ОСА |
Ограничения будут действовать с момента истечения срока для направления обязательного предложения и до тех пор, пока мажоритарный акционер не направит обязательное предложение надлежащим образом.
6. Дать владельцам ценных бумаг ПАО право требовать приобретения принадлежащих им ценных бумаг лицом, которое не выполняет обязанность по направлению обязательного предложения.
Такое требование должно быть предъявлено в течение 6 месяцев после возникновения обязанности направить обязательное предложение, но не ранее истечения срока для направления обязательного предложения.
7. Предоставить лицу возможность освободиться от обязанности направлять обязательное предложение, при соблюдении определенных условий.
Для этого мажоритарный акционер в течение 3 месяцев после того, как истек срок для направления обязательного предложения, должен совершить сделку, в результате которой он и его связанные лица перестанут владеть более 30%, 50% или 75% голосующих акций ПАО либо перестанут контролировать одного или нескольких акционеров, владеющих более 30,50 или 75% голосующих акций ПАО.
Мажоритарный акционер должен уведомить Банк России и ПАО сначала о намерении совершить такую сделку, а потом о факте совершения такой сделки.
До совершения такой сделки мажоритарный контроль и связанные с ним лица не должны голосовать более чем 30, 50 или 75% от общего числа голосов, приходящегося на голосующие акции ПАО.
8. Расширить перечень исключений, когда обязанность направить обязательное предложение не возникает:
- возникновение связанности между физическими лицами в результате вступления в брак;
- возникновение или прекращение права голоса по всем вопросам повестки дня ОСА у акционеров – владельцев привилегированных акций по причинам, связанным с выплатой или невыплатой дивидендов по привилегированным акциям;
- приобретение акций у лица, владеющего всеми голосующими акциями ПАО;
- приобретение акций ПАО, в котором имеется другой акционер, владеющий совместно со связанными лицами еще большим количеством голосующих акций.
9. Разрешить заключение соглашений с владельцами приобретаемых ценных бумаг об отказе от права на принятие добровольного или обязательного предложения.
Такое соглашение заключается между лицом, имеющим намерение направить добровольное предложение или обязанным направить обязательное предложение, и владельцем ценных бумаг, в отношении которых будет направлено предложение.
Ценные бумаги, которые принадлежат владельцу, отказавшемуся от своих прав на принятие предложение, исключаются из общего количества ценных бумаг, в отношении которых делается добровольное или обязательное предложение. Соответственно, уменьшаются сумма денежных средств, которые надо будет потратить на приобретение акций, и размер обеспечения.
Владелец будет ограничен в распоряжении ценными бумагами, от права на продажу которых он отказался, на весь срок принятия добровольного или обязательного предложения остальными владельцами ценных бумаг.
10. Расширить способы обеспечения исполнения обязательств по оплате акций лицом, направляющим добровольное или обязательное предложение.
Обязательства по добровольному или обязательному предложению могут обеспечиваться:
- независимой гарантией кредитной организации (банковская гарантия); при этом Банк России получит право определять требования к кредитным организациям, гарантии которых могут обеспечивать добровольное или обязательной предложение;
- независимой гарантией другой коммерческой организации, которая соответствует требованиям Банка России;
- залогом государственных ценных бумаг РФ, допущенных к организованным торгам, или других ценных бумаг, установленных Банком России.
11. Регистратор ПАО наделяется полномочиями по защите прав владельцев голосующих акций, приобретаемых по добровольному или обязательному предложению.
Если лицо, направившее добровольное или обязательное предложение, не исполнило обязанность по оплате ценных бумаг, то регистратор ПАО без доверенности (в силу закона) представляет интересы владельцев ценных бумаг перед лицами, которые предоставили обеспечение обязательств по добровольному или обязательному предложению, иными лицами и всеми органами власти.
12. Сокращается с 6 до 3 месяцев срок для направления лицом, которое приобрело более 95% голосующих акций ПАО, требования о принудительном выкупе остальных голосующих акций ПАО у миноритариев (ст. 84.8 Закона об АО).
13. Деньги за акции, приобретаемые (выкупаемые) в соответствии с Главой XI.1 Закона об АО у владельцев, зарегистрированных в реестре, будут выплачиваться через регистратора.
Соответственно, если ценные бумаги выкупаются у миноритарных акционеров принудительно (в соответствии со ст. 84.8 Закона об АО), то больше не потребуется перечислять в депозит нотариуса деньги, причитающиеся акционерам – "молчунам", которые не предоставили свои платежные реквизиты.
Деньги, поступившие для выкупа ценных бумаг, зачисленных на счет неустановленных лиц, открытый в реестре акционеров ПАО, остаются на специальном счете регистратора, а через 10 лет передаются ПАО, акции которого были выкуплены, или, если к тому моменту ПАО ликвидировано, обращаются в доход РФ.
14. По некоторым видам корпоративных споров, связанных с акционерными обществами, иск с тем же самым предметом и основанием (например, о признании недействительным того же решения общего собрания акционеров) нельзя будет подать второй раз от имени другого истца.
Проект предлагает дополнить статью 93.1 Закона об АО новым пунктом 3, согласно которому "акционеры, владельцы ценных бумаг публичного общества, конвертируемых в его акции, члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, имеющие право … на обращение в суд с соответствующими исками" вправе присоединиться к заявленному в суд иску. Если такие лица не присоединились к заявленному иску, то они не вправе обращаться в суд с тождественными требованиями, "если только суд не признает причины неприсоединения и подачи самостоятельноготребования уважительными".
Категории исков, на которые будет распространяться это ограничение:
- оспаривание решений ОСА;
- требование о выкупе ценных бумаг публичного общества в связи с неисполнением обязанности по направлению обязательного предложения;
- признания сделки акционерного общества недействительной или применения последствий недействительности сделки;
- возмещение причиненных акционерному обществу убытков.
14. Вводится понятие "специального банковского счета регистратора".
Если регистратор оказывает услуги платежного агента по выплате денежных средств владельцам ценных бумаг, денежные средства, подлежащие выплате, должны находиться на отдельном банковском счете регистратора в кредитной организации (специальный регистраторский счет). На денежные средства, находящиеся на специальном счете, не может быть обращено взыскание по обязательствам регистратора. Регистратор не вправе использовать в своих интересах денежные средства, находящиеся на специальном счете.
С текстом Проекта можно ознакомиться по ссылке.