НОВОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ

Не позднее 1 января 2022 года всем участникам электронного взаимодействия придется обновить квалифицированные электронные подписи, а удостоверяющим центрам – заново пройти аккредитацию.

Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Дата вступления в силу: поэтапно, с 1 июля 2020 года до 1 января 2022 года.

Основные темы: электронные подписи.

Федеральный закон №476-ФЗ в целом ужесточает порядок создания и использования квалифицированных электронных подписей. Наиболее существенные изменения, к которым надо готовиться заранее:

  1. Ужесточаются требования к удостоверяющим центрам. 

Удостоверяющими центрами в силу закона являются только удостоверяющие центры ФНС России, Казначейства России и Банка России (далее – "государственные удостоверяющие центры").

Остальные удостоверяющие центры должны пройти аккредитацию заново. Среди новых и "труднопреодолимых" требований для аккредитации:

- минимальный размер собственных средств (капитала) – не менее 1 млрд. руб. либо не менее 500 млн. руб. при наличии филиалов или представительств не менее чем в ¾ субъектов РФ;

- соответствие деловой репутации руководителя, учредителей (участников) удостоверяющего центра и лиц, имеющих право прямо или косвенно распоряжаться более чем 10% акций (долей) удостоверяющего центра, требованиям, которые будут установлены правительственной комиссией, уполномоченной принимать решения об аккредитации удостоверяющих центров.

Аккредитация будет проходить в два этапа: сначала документы будет рассматривать уполномоченный федеральный орган (Минсвязи России), а потом – указанная выше правительственная комиссия.

Срок действия аккредитации сокращается с 5 до 3 лет.

Удостоверяющие центры, которые по состоянию на 1 июля 2020 года будут аккредитованы по старым правилам, сохраняют аккредитацию до конца срока, на которую она была выдана, но не более чем до 1 января 2022 года.

Квалифицированные сертификаты, выданные такими удостоверяющими центрами, действуют до истечения срока, на который они выданы, но не более срока действия аккредитации выдавших их удостоверяющих центров либо не более чем до 1 января 2022 года.

Следует ожидать, что количество удостоверяющих центров к 1 января 2022 года уменьшится, т.к. не все смогут пройти аккредитацию по новым правилам. 

Кроме того, удостоверяющие центры, кроме "государственных" смогут выдавать квалифицированные сертификаты только физическим лицам, поэтому рынок их услуг сузится (см. далее).

  1. Ужесточается порядок идентификации заявителей удостоверяющими центрами. 

Удостоверяющий центр обязан идентифицировать заявителя (т.е. будущего владельца сертификата ключа проверки подписи) одним из следующих способов:

- при его личном присутствии;

- без личного присутствия, если заявление на получение квалифицированного сертификата подписано действующим квалифицированным сертификатом заявителя;

- без личного присутствия, путем предоставления заявителем данных, указанных в его загранпаспорте нового образца ("содержащем электронный носитель информации с записанными на нем персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные");

- без личного присутствия через ЕСИА и единую биометрическую систему (необходимо предоставление сведений из обеих систем).

Если заявление на получение сертификата принято не самим удостоверяющим центром, а его доверенным лицом, то заявитель обязан присутствовать лично.

  1. Квалифицированные сертификаты станут универсальными, а плата за услуги удостоверяющих центров по их выдаче может быть ограничена Правительством РФ.

Новая редакция Федерального закона "Об электронной подписи" (далее – Закон об электронной подписи) запрещает устанавливать ограничения для признания усиленной квалифицированной электронной подписи (т.е. электронной подписи, подтвержденной квалифицированным сертификатом), которые не предусмотрены законом.

В квалифицированном сертификате запрещено указывать ограничения для его использования.

Таким образом, по общему правилу, в любой момент времени будет достаточно иметь один действующий квалифицированный сертификат, чтобы использовать его при подписании электронной подписью любых документов, которые могут или должны быть подписаны квалифицированной электронной подписью.

Квалифицированный сертификат выдается аккредитованным удостоверяющим центром на безвозмездной основе или за плату, размер которой может быть ограничен Правительством РФ.

Предполагаем, что цель данных поправок - ограничить возможные злоупотребления со стороны удостоверяющих центров, которые останутся после 1 января 2022 года и, по причине сокращения их количества, могут занять положение, близкое к монопольному.

  1. С 1 января 2022 года квалифицированные сертификаты юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, нотариусам, должностным лицам органов государственной власти и местного самоуправления могут выдавать только "государственные удостоверяющие центры".

    По общему правилу, квалифицированный сертификат юридического лица привязан к конкретному физическому лицу - руководителю, который действует от имени юридического лица без доверенности, и подлежит замене в случае прекращения полномочий этого руководителя.

    Квалифицированные сертификаты физическим лицам, действующим от имени юридических лиц по доверенности, могут выдаваться "частными" удостоверяющими центрами.

Данные вопросы урегулированы новыми статьями 17.1 – 17.6 Закона об электронной подписи.

ФНС России будет выдавать квалифицированные сертификаты:
- юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (кроме отдельных категорий, указанных далее);
- нотариусам.

Банк России будет выдавать квалифицированные сертификаты:
- юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют деятельность, поднадзорную Банку России (в том числе кредитным и некредитным финансовым организациям);
- должностным лицам Банка России.

Казначейство России будет выдавать квалифицированные сертификаты:
- должностным лицам органов государственной власти и местного самоуправления;
- юридическим лицам, виды которых будут определены Правительством РФ, и их работникам.

Для юридических лиц предусмотрены два вида квалифицированных сертификатов – "безымянный" (без указания конкретного физического лица в качестве владельца сертификата) и "именной" (с указанием конкретного физического лица, которое действует от имени данного юридического лица без доверенности, далее – руководитель).

"Безымянный" сертификат выдается, если "квалифицированная электронная подпись применяется только для автоматического создания электронной подписи в электронном документе и (или) автоматической проверки электронной подписи в электронном документе" (подп. 5) п. 1, подп. 3) п. 2 ст. 17.2 Закона об электронной подписи).

Для всех остальных случаев используется "именной" сертификат, в котором указываются два владельца сертификата – само юридическое лицо и его руководитель. В случае прекращения полномочий руководителя "именной" сертификат, выданный юридическому лицу, тоже прекращает действие и должен быть заменен на новый "именной" сертификат с указанием нового руководителя.

Закон об электронной подписи обязывает ФНС России и Банк России установить такой порядок выдачи "именных" сертификатов, который не требует обязательного личного присутствия заявителя.

Если документ от имени юридического лица подписывается квалифицированной электронной подписью физического лица – представителя по доверенности, то используется квалифицированный сертификат, выданный данному представителю как физическому лицу (без указания юридического лица как владельца сертификата).

Одновременно с электронным документом такой представитель должен предоставить доверенность, подтверждающую его полномочия, на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью юридического лица, подтвержденной "именным" сертификатом.

Перечисленные выше положения статей 17.1 – 17.6 Закона об электронной подписи вступят в силу с 1 января 2022 года (за исключением положений, относящихся к доверенностям при подписании электронных документов, которые вступят в силу с 1 января 2021 года).

 

Адрес:107076, Москва, ул. Стромынка, д. 18, корп. 5Б

Тел.:+7 (495) 780-73-63, +7 (495) 989-76-50

Факс:+7 (495) 780-73-67

E-mail:info@rrost.ru

Вопросы, отзывы и предложения

© 2023 АО «НРК - Р.О.С.Т.»

Все права защищены.

Карта сайта
Контактная информация